Введение
Бизанс, Константинополь или Истанбул (Стамбул - в русской традиции) вызывали, один за другим, восхищение и зависть. В VI в. варвар Атанарих, предводитель готов, был так ослеплен красотой города, что решил в нем обосноваться. В 1204 г. европейские рыцари (Четвертый крестовый поход), захватившие Константинополь, были изумлены великолепием "роскошных дворцов" и "высоких церквей". В начале XV в. Мануэль Хризолорас превозносил город как прекрасное место, соединяющее Северное и Южное моря (Черное и Средиземное), восхищался его "самым большим в мире" портом и сравнивал его стены с вавилонскими. Восторг гостей перед красотами этого города будет оставаться неизменным на протяжении веков.
Перед османами, которые 29 мая 1453 г. берут штурмом византийскую столицу, Константинополь почти как "рай Господень". Например, один хаджи, вероятно апокриф, провозглашает: "Благословен будет повелитель и благословенно будет войско, которые овладеют Константинополем: рай Господень откроется им ." Но то, что в идейном и духовном плане представляется как доступ в высшее место, есть прежде всего достижение конкретной политической цели, которую османы неотступно преследовали на протяжении века, - создать турецкое и исламское государство на обоих берегах Эгейского моря. И цель достигнута - со входом в византийскую столицу войск Мехмеда II, прозванного с тех пор Фатихом (Завоевателем). Отныне османы контролируют Босфор, в своих руках они держат Азию и Европу; древняя имперская столица может теперь стать местом престола новой империи.
Эта новая столица, названная Константинией, или Истанбулом, вскоре будет рассматриваться как новый исламский центр; здесь будет построен ряд великолепных мечетей, которые займут место среди самых красивых сооружений в мире. Она стала и самым крупным культурным центром ислама: слава о художниках, пиcaтeляx и поэтах, историках, миниатюристах, каллиграфах, поддерживаемых монархами и придворными вельможами, распространяется не только в мусульманском мире, но и за его пределами. Это действительно реальность для XVI в., который можно назвать "золотым веком Османской империи" или "веком Сулеймана".
Именно столица с ее богатством и роскошью производит на европейцев наибольшее впечатление. Их внимание особенно привлекают официальные церемонии, на которых демонстрируются дорогие ткани, драгоценности и великолепная конская упряжь. Они видят в этой роскоши великолепие "Гран Тюрка" - Великого Турка. Экономика города на подъеме, он переживает демографический бум, сюда стекаются люди из разных слоев общества.
Но с появлением неудач, когда прекращаются завоевания и уменьшается приток доходов, условия изменяются. Красота блекнет. В XVII в. уже не строят больших мечетей, за исключением двух: мечеть Ахмеда I на Ипподроме (с 1609 по 1616 г) - ныне известная как Голубая мечеть из-за цвета ее фаянсового декора, которая в общем-то является прямым продолжением султанских мечетей XVI в., и мечеть в Эминеню, заложенная по инициативе матери султана в 1597 г., но достроенная лишь в 1663 г. Между тем, если монументальным сооружениям и не придается особого значения, то султан и его сановники за счет пожертвований продолжают программу строительства медресе, фонтанов, библиотек, мавзолеев (тюрбё).
На протяжении XVI-XVIII веков Стамбул является главным центром ислама и сохраняет место в первом ряду городов Старого Света; в этом статусе он остается и еще долго будет предметом восхищения и зависти.
Восстановление церковной самостоятельности
Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константиноп ...
Взятие Константинополя
Предлогом для войны послужило то, что Константин Палеолог, император византийский, не пожелал выдать Мехмеду его родственника Орхана (сына Сулеймана, внука Баязета), которого приберегал для возбуждения смут, как возможного претендента на османский престол. Во власти византийского императора была только небольшая полоса земли по берегу Б ...
Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известн ...