Введение
Самозванство – безусловно, один из тягчайших грехов. Несмотря на это, оно становилось в некоторые времена расхожим делом, и присваивали себе чужое имя не только самые дурные люди. На Руси эпоха, в центре которой Великая Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.
Данной теме посвящено очень много литературы. Условно можно поделить на 3 части:
1. Причины появления самозванчества.
Ключевский В.О. считал: «Вопрос, как могла возникнуть сама идея самозванчества, не заключает в себе какого-либо народно-психологического затруднения. Таинственность, какою была окружена смерть царевича Димитрия, порождала противоречивые толки, из которых воображение выбирало наиболее желаемые, а всего более желали благополучного исхода, чтобы царевич оказался в живых устранил тягостную неясность, которой заволакивалось будущее. Расположены были, как всегда в подобном случае, безотчетно верить, что злодейство не удалось, что проведение и на этот раз постояло на страже мировой правды и приготовило возмездие злодеям».[5]
2. Первоначально всё внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывается под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя сына Ивана Грозного принял беглый монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванства не поддается решению. Подводя итоги своего исследования, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванцем был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть; истина от нас пока скрыта».[10]
3. Анализируя ход смуты можно с полным основанием утверждать, что важна не была не личность самозванца, а роль, им сыгранная.
«Самозванство – это беда, грех и пагуба. Самозванство – Это не быть, а казаться, не жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть»- писал Панченко С.С. [7]
Я выбрала эту тему, так как её считаю очень интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого времени.
Мне нравится тема своей таинственностью, ведь многое в истории еще неизвестно. Некоторые теории построены на догадках, так как нет точных данных. Поэтому в ответах на многие вопросы мы должны делать только предположения.
На основе изученной литературы в моей работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить причины появления самозванчества.
2. Описать личности известных самозванцев.
3. Понять, какую роль они сыграли в истории России.
Военное искусство в Ливонской войне 1558–1583 гг.
Война России велась против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Причиной войны послужило стремление Ливонского ордена и Швеции изолировать Русское государство от Балтийского морского пути. Получение доступа в Балтийское море через Ригу, Ревель (Таллин) и Нарву и прис ...
Сако - Сарматская Эпоха в Казахстане
В первом тыс. до н.э. огромные пространства Северной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана заселяли многочисленные племена под общим названием - саки. Античные авторы называли их азиатскими скифами. Сакские племена были современниками скифов и савроматов (сарматов), древних персов игреков. Некоторые достоверные сведения свидетел ...
Фольклор. Литература
В песнях, думах, преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, народ воспевал свое героическое прошлое, связанное с защитой Отечества от иноземных захватчиков, с борьбой за социальное и национальное освобождение. Песни и думы вдохновенно исполняли кобзари, бандуристы и лирники. Талантливейший кобзарь XIX в. Остап Вересай ...