Тимар

Введение тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и собирать их полностью. Европейские ленные владения поначалу тоже служили тем же целям: феодалам землю предоставляли в обмен на участие в военной или гражданской службе.

Но тимар, собственно говоря, не вотчина средневекового типа, а фискальная концессия: когда султан жалует, временно, одну, или несколько деревень, или часть деревни какому-то частнику, он уступает ему не территорию и крестьян, связанных с ней, а десятины и другие налоги в деньгах и натурой, которые тот собирает с крестьян. Кроме того, тимариот имеет — но такой порядок сохранится только до конца XVI в. — уже на правах собственности (земли, фруктовые сады, виноградники, огороды, мельницы и т.д.), что составляет «тимариальный резерв» (хасса), который он эксплуатирует, получая чистый доход.

Воинская обязанность устанавливается в зависимости от годовой прибыли, получаемой с предоставленного тимара. Вобщем различают три типа тимара:

хасс, обычно предоставляемый визирям и беям, с годовым доходом свыше 100 000 аспр;

зеамет, предоставляемый военачальникам, с годовым доходом между 20 000 и 100 000 аспр;

собственно тимар с годовым доходом менее 20 000 аспр.

Такая система предполагает, что государство будет знать о налоговых поступлениях, которых оно может ожидать от каждого населенного пункта, города или деревни, и планировать их расход. В этом и состоит цель масштабных операций по переписи населения, которые проводятся регулярно.

После периода завоеваний XVI в. тимары, постепенно утрачивающие свое значение с военной точки зрения, вновь причисляют к владениям короны и иногда сдают — не без подкупа или фаворитизма — в аренду без возложения на обладателя каких-либо обязанностей по службе; некоторые превращают их в личную собственность. Таким образом, постепенно складывается категория землевладельцев (деребейили айяп), в большинстве случаев не крестьянского происхождения, но приобретших землю либо по службе, либо путем покупки. Они образуют своего рода провинциальную аристократию, которая начиная с XVII в. начнет проводить глубокие преобразования в структуре землевладения. В сравнении с ними у крестьян средств нет; они вынуждены платить налоги помещикам и отдавать им часть своей продукции; остаются две возможности: либо брать взаймы и в конечном счете разоряться, либо уступать земли. Крестьянину приходится идти в батраки, или уезжать в город, или же присоединяться к шайкам разбойников. Учреждение системы тимаров, таким образом, имело глубокие последствия не только для экономики Империи, но и для социально-политических устоев.

Внутренняя политика
В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл — Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские ...

Социально-экономическое развитие Марийского края
Земледельческая практика марийцев вначале основывалась на подсечно-огневой и переложной системах с культивированием яровых хлебов и конопли. Переход к паровой трехпольной системе земледелия с культивированием еще и озимых хлебов начался у марийцев не ранее конца XVI — начала XVII веков, когда русские крестьяне начали селиться на террито ...

Причины падения Директории
Отсутствие понимания и желания прийти к компромиссу в правительстве Д., отсутствие четких программных основ, противоречия и не дальнозоркость внутренней политики. Так аграрная реформа повлияла только на украинцев, собственность польских, австрийских и немецких помещиков осталась неприкосновенной. Отсутствие обозначенных сроков аграрной ...