Неолит (новый каменный век)

История » Стоянки Древнего Казахстана » Неолит (новый каменный век)

VII тыс. лет - IV тыс. лет до н. э. Зта эпоха характерна разнообразием и многоуровненностью материальной и духовной культуры. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги зернотерки, ступки. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения - браслеты, подвески. Наиболее важной чертой неолита стало зарождение скотоводства и земледелия. В древнем Казахстане возникают зачатки горного дела; получают развитие гончарство, ткачество. Коренные изменения в жизни древнего человека получили название "неолитической революции". Одним из важнейших ее компонентов было приручение лошади. Ученые установили, что в период неолита распространяются тесные контакты людей древнего Казахстана с Приуральем и Западной Сибирью. В более позднее время в эпоху энеолита прогрессивным шагом оказалось изобретение медных орудий труда. Огромное количество остатков животных костей свидетельствовало о ярко выраженном скотоводческом хозяйстве периода энеолита. Появляется новая культура кочевников. Ко II тыс. до н. э. Коренные изменения в жизни древних людей Казахстана приводят к широкому распространению бронзовых изделий. В начале II тыс. до н. э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется коллективное скотоводческо -земледельческое хозяйство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство, а с конца II - I тыс. до н. э. большинство населения степных районов переходит к кочевому скотоводству. Изменения стали происходить и в природно-климатических условиях, наступил более засушливый период в степной зоне. В эпоху бронзы появляется так называемая "андроновская культура", получившая свое название по с.Андроново близ Ачинска. Андроновцы вели оседлый образ жизни, у них получили распространение металлические орудия, однако главной особенностью всей культуры стал необычный обряд захоронения. Погребения создавались в виде каменных оград или заменялись курганными насыпями. Умерших либо сжигали, либо хоронили особенным образом - на боку в скрюченном состоянии.

В древнюю эпоху в Казахстане важнейшим проявлением культуры, становлением самобытного и особого социально-политического устройства автохтонного населения становится кочевничество. Появление кочевничества на территории Казахстана сокрыто во времени, но уже то, что находки костей домашних животных относятся к энеолиту и бронзе, свидетельствует об особом складе людей, населявших степи Евразии. После оседлой андроновской культуры "внезапно" на степных просторах Евразии появляется кочевничество, которое было обусловлено с одной стороны природными климатическими изменениями (начало засушливого периода), а с другой -природно-психическим складом людей аридной зоны. Антропологический тип кочевников соблюдал преемственность андроновской культуры. Огромный научный и познавательный интерес вызывает открытие в 1980 году стоянки Ботай, что находится у села Никольское в бывшей Кокчетавской области. Она датируется концом 4-3-го тысячелетия до н.э. В Ботае найдены огромные скопления костей лошадей. До открытия Ботая, не были известны памятники раннего времени с таким массовым содержанием костных останков одного вида животных. Кроме костей лошади обнаружены единичные останки костей зайцев, сурка, бобра, волка, лисицы, медведя, кабана, косули, лося, джейрана, сайги, бизона, тура и туроподобных животных. Эти находки формируют наше представление о скотоводческом хозяйстве кочевников в ту далекую эпоху, о значении промыслово-охотнического занятия древних насельников степей Казахстана. Открытия ученых-археологов В.Ф. Зайберта, Л.А. Макарова, Х.А. Алпысбаева и их сподвижников создают целостную картину жизни древних кочевников Казахстана, а интерпретации этих находок позволяют в достаточной мере раскрыть духовный мир особого кочевого склада людей населявших Казахстан.

В 90-е годы ХХ-го века казахстанский археолог д.и.н. Ж.К. Таймагамбетов расширил временные рамки палеолита до 400 тыс. лет до н.э. Будучи учеником академика Окладникова, Ж.К. Таймагамбетов на основе солидных методических приемов по-новому взглянул на древнейшую историю Казахстана, а традиционная датировка "дотягивала" до 50 тыс. лет.

Они пришли - каждое племя в свое время. Они пришли как завоеватели или как беглецы, с мечем или с миром, но ты приняла их всех, Мать Степь. Ты приняла их в семью, и учила тому, что знаешь лучше других - свободе. Ты всех вместила в своем доме, ведь в твоем доме нет стен. Но дух странствий живет в твоих просторах, и многие твои дети рвутся как стремительные птицы - туда за плоский горизонт к новым просторам. У кочевников нет дома, они живут там, где "присутствуют". Но у кочевников есть Родина - Великая Степь .

Внутренняя политика
В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл — Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские ...

Герои Советского Союза
Решение об установлении высшей степени отличия СССР – звания Героя Советского Союза Советским правительством и Коммунистической партией было принято 16 апреля 1934 года. В положении, утвержденном постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года, говорилось, что звание является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективн ...

Социальная структура российского общества
По переписи населения 1897г., общая численность жителей Российской империи составляла 125,5 млн. человек. Несмотря на довольно высокую смертность, Россия являлась страной с самым высоким приростом населения в Евпопе – 1,6% (в Германии – 1,4%). [1] В начале ХХв. в России продолжало сохраняться сословное деление населения. Все подданные ...