Неолит (новый каменный век)

История » Стоянки Древнего Казахстана » Неолит (новый каменный век)

VII тыс. лет - IV тыс. лет до н. э. Зта эпоха характерна разнообразием и многоуровненностью материальной и духовной культуры. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги зернотерки, ступки. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения - браслеты, подвески. Наиболее важной чертой неолита стало зарождение скотоводства и земледелия. В древнем Казахстане возникают зачатки горного дела; получают развитие гончарство, ткачество. Коренные изменения в жизни древнего человека получили название "неолитической революции". Одним из важнейших ее компонентов было приручение лошади. Ученые установили, что в период неолита распространяются тесные контакты людей древнего Казахстана с Приуральем и Западной Сибирью. В более позднее время в эпоху энеолита прогрессивным шагом оказалось изобретение медных орудий труда. Огромное количество остатков животных костей свидетельствовало о ярко выраженном скотоводческом хозяйстве периода энеолита. Появляется новая культура кочевников. Ко II тыс. до н. э. Коренные изменения в жизни древних людей Казахстана приводят к широкому распространению бронзовых изделий. В начале II тыс. до н. э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется коллективное скотоводческо -земледельческое хозяйство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство, а с конца II - I тыс. до н. э. большинство населения степных районов переходит к кочевому скотоводству. Изменения стали происходить и в природно-климатических условиях, наступил более засушливый период в степной зоне. В эпоху бронзы появляется так называемая "андроновская культура", получившая свое название по с.Андроново близ Ачинска. Андроновцы вели оседлый образ жизни, у них получили распространение металлические орудия, однако главной особенностью всей культуры стал необычный обряд захоронения. Погребения создавались в виде каменных оград или заменялись курганными насыпями. Умерших либо сжигали, либо хоронили особенным образом - на боку в скрюченном состоянии.

В древнюю эпоху в Казахстане важнейшим проявлением культуры, становлением самобытного и особого социально-политического устройства автохтонного населения становится кочевничество. Появление кочевничества на территории Казахстана сокрыто во времени, но уже то, что находки костей домашних животных относятся к энеолиту и бронзе, свидетельствует об особом складе людей, населявших степи Евразии. После оседлой андроновской культуры "внезапно" на степных просторах Евразии появляется кочевничество, которое было обусловлено с одной стороны природными климатическими изменениями (начало засушливого периода), а с другой -природно-психическим складом людей аридной зоны. Антропологический тип кочевников соблюдал преемственность андроновской культуры. Огромный научный и познавательный интерес вызывает открытие в 1980 году стоянки Ботай, что находится у села Никольское в бывшей Кокчетавской области. Она датируется концом 4-3-го тысячелетия до н.э. В Ботае найдены огромные скопления костей лошадей. До открытия Ботая, не были известны памятники раннего времени с таким массовым содержанием костных останков одного вида животных. Кроме костей лошади обнаружены единичные останки костей зайцев, сурка, бобра, волка, лисицы, медведя, кабана, косули, лося, джейрана, сайги, бизона, тура и туроподобных животных. Эти находки формируют наше представление о скотоводческом хозяйстве кочевников в ту далекую эпоху, о значении промыслово-охотнического занятия древних насельников степей Казахстана. Открытия ученых-археологов В.Ф. Зайберта, Л.А. Макарова, Х.А. Алпысбаева и их сподвижников создают целостную картину жизни древних кочевников Казахстана, а интерпретации этих находок позволяют в достаточной мере раскрыть духовный мир особого кочевого склада людей населявших Казахстан.

В 90-е годы ХХ-го века казахстанский археолог д.и.н. Ж.К. Таймагамбетов расширил временные рамки палеолита до 400 тыс. лет до н.э. Будучи учеником академика Окладникова, Ж.К. Таймагамбетов на основе солидных методических приемов по-новому взглянул на древнейшую историю Казахстана, а традиционная датировка "дотягивала" до 50 тыс. лет.

Они пришли - каждое племя в свое время. Они пришли как завоеватели или как беглецы, с мечем или с миром, но ты приняла их всех, Мать Степь. Ты приняла их в семью, и учила тому, что знаешь лучше других - свободе. Ты всех вместила в своем доме, ведь в твоем доме нет стен. Но дух странствий живет в твоих просторах, и многие твои дети рвутся как стремительные птицы - туда за плоский горизонт к новым просторам. У кочевников нет дома, они живут там, где "присутствуют". Но у кочевников есть Родина - Великая Степь .