Хунну, усуни и кангюи
Страница 1

История » Стоянки Древнего Казахстана » Хунну, усуни и кангюи

В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э Хунну распространили свое влияние от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. В 206 г. до н.э. во главе этих племен становится Модэ Шань Юй, который разгромил китайцев. Через несколько лет, около 201 г. до н.э. войска Хунну продвинулись на запад, вплоть до Илийс-кий долины.

В 177 г. до н.э Модэ и его полководцы покорили несколько племен Юечжи. Источники так пишут об этом: "Милостью неба воины были здоровы, а кони в силе; они уничтожили и усмирили юедий". Начиная с этого времени, хунну установили свою власть, по - видимому, на всей территории от Тихого океана до Прикаспия.

По одной версии усуни - это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, а по другой - это те же самые Юечжи.

Многие памятники усуньской культуры указывают на заимствования из сакского стиля, особенно при изображении лошадей. Как показывают китайские источники хунну и усуни были кочевниками, где большую роль играло скотоводство. Об этом писал Сыма Цянь: "начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеялами". Основой всех войск кочевых объединений была конница, а важнейшим оружием были - лук и стрелы. Длина лука была 70 - 80 см, стрелы имели железный трехреберный наконечник. Хунну делились на 24 рода, во главе которых были старейшины, примерно также делились и усуни. Верховный владетель хунну назывался шаньюй, у усуней гуньмо. Государство Усунь имело свою столицу - Чигу. На территории Казахстана материальная культура усуней прослежена в долинах Чу и Кегень. Жилища усуней делались из сырого кирпича и из из камня. 4-5 семейных домов составляли поселок. Высокоразвитым ремеслом было гончарное. Ювелирное искусство усуней очень хорошо характеризуют золотые изделия из Каргалинского ущелья вблизи г. Алматы. Среди находок - два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурок горных козлов и другие изделия, среди них особенно выделяется ляется Каргалинская диадема. Это длинная золотая полоса, внутри которой которой имеются изображения зверей, птиц, людей, длина диадемы 35 см, а ширина 4.7 см. Генетически эти изделия созданы в зверином стиле".

Высокое проявление духовности у древних усуни наглядно и одновременно очень загадочно раскрывает курильница, найденная в окрестностях г.Алматы в 1993 году. Вместе с ней были обнаружены два человеческих скелета и множество остатков керамических изделий. Курильница - это круглое блюдо, закрепленное на усеченно-конической подставке. Сама подставка расширяется книзу. В середине блюда находится скульптурная композиция из пяти фигур животных и представляет сцену терзания горного козла двумя волками и двумя птицами. Они окружены вереницей из шестнадцати фигур хищников, похожих на кошачьих, высота всего изделия 22,5 см, диаметр 35 см. Что можно определить по этой композиции? В среде кочевников известен культ волка и он ассоциируется с темным миром, с миром погребения, с миром отходящим в небытие; в то же время у скифов и саков волк выступает как представитель царского рода, известны древние легенды о происхождении тюркских народов от волков и волкоподобных. Птицы (по всей видимости вороны) как бы являются медиаторами между хищниками и травоядными животными и как правило образ ворона связан со смертью, войной, поглощением жизни. Фигурки горных козлов воплощают верхний, светлый мир. Вся композиция отражает вековечную борьбу двух миров в настоящем, а кроме того являют возможные отражения древних воинских культов. И, действительно, один из китайских источников передает: "Гуньмо (властитель усуней - ред.) был новорожденный. Наставник бежал с ним, (затем) положил в траву и пошел искать пищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка) молоком, ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и взяв его, вернулся к сюнну (хунну - ред.)- Шаньюй (царь хун-ну - ред.) воспитал (ребенка). Когда ребенок вырос и возмужал, Шаньюй дал Гуньмо народ его отца, велел начальствовать над войсками. Неоднократно Гуньмо совершал воинские подвиги." Великое переселение народов во второй половине второго века до н.э. оказало значительное воздействие на государственные объединения в Казахстане, среди которых выделяется государство Кангюй. Территория его охватывала Южный Казахстан и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго- западного Семиречья. Государство кангюев было очень сильным вооруженным объединением. Они могла выставить до 120 тысяч конницы. По свидетельству китайского источника "кангю . горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед нашими посланцами." В 47 - 46 годах до н.э. Кангюйский правитель поддержал северо - хуннского шаньюя Чжичжи в борьбе с государством Усунь. В переплетении взаимных претензий и вражды Чжичжи был изгнан из ставки Кангюйского правителя и ушел на Талас, где начал строить город. Китайцы сожгли город Чжичжи, а он сам был пленен, и вместе с ним 1518 его поданных. В этих событиях китайскими союзниками были кангюй: Государство кангюев представляло собой общественно - политическое объединение, где вместе со скотоводством получила распространение земледельческая культура, а многие поселения становились центрами ремесла и торговли. Включенность населения кангюев в международную торговлю подтверждают находки вещей, изготовленных в удаленных ремесленных центрах. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что население кангюя, как горожане, так и скотоводы - кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового Пути в систему международной торговли. Генетически и по социально - экономическому строю Кангюй очень тесно связаны с усунями и саками. Страна кангюй большей части располагавшаяся по берегам Сырдарьи и ее ответвлений Куандарьи и Инкардарьи называлась страной "Массагетов болот и островов". Среди множества городов известен легендарный комплекс Жеты-Асар, состоящий из двадцати городов на Куандарье. Самым большим из них был Алтын-Асар, по легенде внутри этого города было так много золота, что его вывозили караванами двенадцать лет подряд по указанию персидского царя Хосрова, захватившего город.

Страницы: 1 2

Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Обострение общенационального кризиса в конце 1916 – начале 1917 г. Победа Февральской революции, ее характер, особенности, итоги и значение. Проблема власти: Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов, сущность двоевластия. Три кризиса Временного правительства. Конец двоевластия. Усиление хозяйственной разрухи, обо ...

Иностранная военная интервенция. Гражданская война
Летом 1918 мирная передышка кончилась - началась иностранная военная интервенция и гражданская война. Американские, английские и французские империалисты вынашивали планы порабощения народов России и приступили с этой целью к прямой военной интервенции. Коммунистическая партия подняла народ на отечественную войну против и иностранных ин ...

Ассирия – первая торговая держава
До XV века до нашей эры такого названия не существовало, а города, позднее вошедшие в качестве ядра в эту державу, были разного этнического происхождения. Ниневия первоначально была, по-видимому, хурритским городом; Ашшур – аккадским. В конце этого века Ашшур стал независимым городом, богатевшим на торговле между Малой Азией и Месопотам ...