Аг­рар­ная ре­фор­ма П.А. Столыпина.  Идеи, положенные в основу аграрной ре­фор­мы

История » Реформы Столыпина и анализ причин их краха » Аг­рар­ная ре­фор­ма П.А. Столыпина.  Идеи, положенные в основу аграрной ре­фор­мы

Общеизвестно, что во гла­ву уг­ла сво­их пре­об­ра­зо­ва­ний Сто­лы­пин ста­вил из­ме­не­ния в сфе­ре эко­но­ми­ки. Пре­мьер был убе­ж­ден, и его вы­сту­п­ле­ния сви­де­тель­ст­ву­ют об этом, что на­чи­нать не­об­хо­ди­мо с аг­рар­ной ре­фор­мы. И сам Сто­лы­пин, и его оп­по­нен­ты под­чер­ки­ва­ли глав­ную за­да­чи ре­фор­мы соз­дать бо­га­тое кре­сть­ян­ст­во, про­ник­ну­тое иде­ей соб­ст­вен­но­сти и по­то­му не ну­ж­даю­щее­ся в ре­во­лю­ции, вы­сту­паю­щее как опо­ра пра­ви­тель­ст­ву. Здесь чет­ко про­сту­па­ют по­ли­ти­че­ские со­об­ра­же­ния аг­рар­ной ре­фор­мы: без кре­сть­ян­ст­ва ни­ка­кая ре­во­лю­ция в Рос­сии бы­ла не­воз­мож­на. 5 де­каб­ря 1908 го­да в ре­чи о “зе­мель­ном за­ко­но­про­ек­те и зем­ле­уст­рой­ст­ве кре­сть­ян” Сто­лы­пин ут­вер­ждал, что “на­столь­ко ну­жен для пе­ре­уст­рой­ст­ва на­ше­го цар­ст­ва, пе­ре­уст­рой­ст­ва его на креп­ких мо­нар­хи­че­ских ус­то­ях, креп­кий лич­ный соб­ст­вен­ник, на­столь­ко он яв­ля­ет­ся пре­гра­дой для раз­ви­тия ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, вид­но из тру­дов по­след­не­го съез­да со­циа­ли­стов ре­во­лю­цио­не­ров, быв­ше­го в Лон­до­не в сен­тяб­ре на­стоя­ще­го го­да . вот то, что он по­ста­но­вил: пра­ви­тель­ст­во, по­да­вив по­пыт­ку от­кры­то­го вос­ста­ния и за­хва­та зе­мель в де­рев­не, по­ста­ви­ло се­бе це­лью рас­пы­лить кре­сть­ян­ст­во уси­лен­ным на­са­ж­де­ни­ем лич­ной ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти или ху­тор­ским хо­зяй­ст­вом. Вся­кий ус­пех пра­ви­тель­ст­ва в этом на­прав­ле­нии на­но­сит серь­ез­ный ущерб де­лу ре­во­лю­ции".

Кро­ме по­ли­ти­че­ских уст­рем­ле­ний, в за­кон 9 но­яб­ря 1906 пра­ви­тель­ст­во за­ло­жи­ло и эко­но­ми­че­ский смысл. Сто­лы­пин ут­вер­ждал в ре­чи пе­ред Го­су­дар­ст­вен­ным Со­ве­том 15 мар­та 1910, что “ .имен­но этим за­ко­ном за­ло­жен фун­да­мент, ос­но­ва­ние но­во­го со­ци­аль­но эко­но­ми­че­ско­го кре­сть­ян­ско­го строя”. Эко­но­ми­че­ские ас­пек­ты ре­форм ос­но­вы­ва­лись на том, что без нор­маль­но­го аг­рар­но­го фун­да­мен­та, без про­цве­таю­ще­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, без вы­пле­ски­ва­ния из се­ла на ры­нок тру­да мил­лио­нов быв­ших кре­сть­ян, де­ше­вой ра­бо­чей си­лы, про­мыш­лен­ность Рос­сии бу­дет об­ре­че­на на чах­лую жизнь при по­сто­ян­ной “под­корм­ке” в ви­де ка­зен­ных за­ка­зов.

Дей­ст­ви­тель­но, со­глас­но кон­цеп­ции Сто­лы­пи­на, мо­дер­ни­за­ция стра­ны тре­бо­ва­ла не­сколь­ких ус­ло­вий. Пер­вое - сде­лать кре­сть­ян пол­но­вла­ст­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми, что­бы “креп­кие и силь­ные”, ос­во­бо­див­шись от опе­ки об­щи­ны, мог­ли обой­ти “убо­гих и пья­ных”. Вто­рое - до­бить­ся уси­лен­но­го рос­та про­мыш­лен­но­сти, под­кре­п­лен­но­го раз­ви­ти­ем внут­рен­не­го рын­ка.

Аг­рар­ная ре­фор­ма вклю­ча­ла в се­бя ряд взаи­мо­свя­зан­ных про­блем. Упор был сделан не на об­щи­ну, а на еди­но­лич­но­го соб­ст­вен­ни­ка. Не­со­мнен­но, это был пол­ный раз­рыв с идео­ло­ги­ей ре­фор­мы 1861 го­да, ко­гда упор был сде­лан имен­но на кре­сть­ян­скую об­щи­ну как на глав­ную опо­ру, ба­зу са­мо­дер­жа­вия и, со­от­вет­ст­вен­но, го­су­дар­ст­вен­но­сти в це­лом.

Раз­ру­ше­нию кре­сть­ян­ской об­щи­ны спо­соб­ст­во­вал не толь­ко указ от 9 но­яб­ря 1906 го­да, но и дру­гие за­ко­ны 1909-1911 гг., пре­ду­смат­ри­ваю­щие рос­пуск об­щи­ны и воз­мож­ность его про­ве­де­ния ре­ше­ни­ем про­сто­го боль­шин­ст­ва, а не 2/3, как это бы­ло рань­ше. По­сле при­ня­тия ука­за 9 но­яб­ря Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мой он по­сту­пил на об­су­ж­де­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та и так­же был при­нят, по­сле че­го стал име­но­вать­ся за­ко­ном 14 ию­ня 1910 го­да. В этой гла­ве мы не мо­жем рас­смот­реть со­дер­жа­ние этих двух за­ко­нов здесь уме­ст­но из­ло­жить их сущ­ность, ос­нов­ные чер­ты. По сво­ему эко­но­ми­че­ско­му со­дер­жа­нию это бы­ли, без­ус­лов­но, ли­бе­раль­ные бур­жу­аз­ные за­ко­ны, спо­соб­ст­вую­щие раз­ви­тию ка­пи­та­лиз­ма в де­рев­не и, сле­до­ва­тель­но, про­грес­сив­ные. Раз­ные ис­сле­до­ва­те­ли да­ют раз­лич­ную сущ­но­ст­ную ха­рак­те­ри­сти­ку этих за­ко­нов.

Так, со­глас­но кон­цеп­ции А. Я. Ав­ре­ха, за­кон “обес­пе­чи­вал про­гресс по худ­ше­му, прус­ско­му об­раз­цу, то­гда как ре­во­лю­ци­он­ный путь от­кры­вал “зе­ле­ную ули­цу” “аме­ри­кан­ско­му”, фер­мер­ско­му пу­ти, мак­си­маль­но эф­фек­тив­но­му и бы­ст­ро­му, в рам­ках бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва”.

Г. По­пов рас­смат­ри­ва­ет сущ­ность сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы и, сле­до­ва­тель­но, сущ­ность ее ос­нов­ных нор­ма­тив­ных ак­тов, по ино­му. Вот ход его рас­су­ж­де­ний.

Еще Ле­нин счи­тал, что ре­фор­ма Сто­лы­пи­на - прус­ский путь раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, не­что, вы­год­ное по­ме­щи­кам. Но ведь опо­ра прус­ско­го пу­ти - юн­ке­ра, по­ме­щи­чьи хо­зяй­ст­ва; cто­лы­пин же ис­кал опо­ру сре­ди бо­га­то­го кре­сть­ян­ст­ва. Ле­нин до­пус­тил ту же ошиб­ку, что и Чер­ны­шев­ский, ко­то­рый счи­тал ре­фор­му 1861 го­да по­ме­щичь­ей. На са­мом де­ле, все кон­крет­ные ре­ше­ния ре­фор­мы 1861 го­да от­ве­ча­ли в пер­вую оче­редь ин­те­ре­сам со­хра­не­ния ца­ря и его бю­ро­кра­тии. И Сто­лы­пин то­же ду­мал о со­хра­не­нии бю­ро­кра­тии в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, о со­хра­не­нии рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва. В 1861 го­ду с этой це­лью от­верг­ли и по­ме­щи­чий ва­ри­ант ре­фор­мы (ос­во­бо­дить кре­сть­ян без зем­ли), и кре­сть­ян­ский ва­ри­ант (ос­во­бо­дить, от­дав кре­сть­я­нам всю зем­лю). Вы­бра­ли об­щин­ный ва­ри­ант ос­во­бо­ж­де­ния. Имен­но он по­зво­лил со­хра­нить го­су­дар­ст­вен­ную ма­ши­ну Рос­сии и Рос­сий­скую им­пе­рию. Уже то­гда ста­ло яс­но, что ца­ря боль­ше ин­те­ре­су­ет рос­сий­ское го­су­дар­ст­во, нежели по­ме­щи­ки. Сто­лы­пин то­же ис­кал путь сохранения, пре­ж­де все­го рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­во, ко­то­рое он ото­жде­ст­в­лял с пра­ви­тель­ст­вом и ца­рем. Фактически, Сто­лы­пин был бли­же не к юн­кер­ско­му, а к аме­ри­кан­ско­му пу­ти. В США Лин­кольн от­крыл до­ро­гу на за­пад всем, же­лав­шим стать фер­ме­ра­ми. Поч­ти то же пы­тал­ся сде­лать Сто­лы­пин, толь­ко до­ро­гу он от­крыл на Вос­ток. По су­ще­ст­ву он пы­тал­ся со­еди­нить аме­ри­кан­ский путь раз­ви­тия эко­но­ми­ки ка­пи­та­лиз­ма с со­хра­не­ни­ем ап­па­ра­та бю­ро­кра­тии са­мо­дер­жа­вия.

Хунну, усуни и кангюи
В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э Хунну распространили свое влияние от берегов Тих ...

Новое в медицине
В конце XVII - начале XVIII в. в Османской империи появились приверженцы великого врача Ренессанса - Парацельса. В отличие от традиционной школы Галена и Ибн Сины с ее учением о "соках" человеческого тела сторонники Парацельса рассматривали жизнь как единый органо-химический процесс, в котором каждое болезненное явление есть о ...

Александр Герцен - поэт и гражданин
Белинский причислял Герцена (1812-1870) к тем художникам, для которых «важен не предмет, а смысл предмета». «Поэтому, ─ продолжал критик, ─ доступный их таланту мир жизни определяется их задушевною мыслию, их взглядом на жизнь». Главную силу Герцена Белинский видел в «могуществе мысли». «У Искандера, ─ пишет критик, &# ...