Документирование деятельности Думы
Страница 2

История » Боярская Дума » Документирование деятельности Думы

Нередко думские комиссии превращались в приказы с самостоятельными функциями и со своей служилой бюрократией, которая брала на себя всю полноту оформления дел. И все же четкого разграничения функций в Думе середины ХVI века не существовало. Так, глава Посольского приказа боярин Щелкалов был одновременно и разрядным дьяком, а его брат, напротив, будучи разрядным дьяком принимал участие в организации внешних сношений. Также не было четкого размежевания сфер документирования.

Следов оформления и составления документов сохранилось очень мало, да и подавляющее число самих документов этого периода безвозвратно утеряно. Утрата документов могла быть вызвана стихийными бедствиями, войнами и другими непредсказуемыми событиями. Однако часть документов уничтожалась сознательно: либо когда надо было скрыть от народа некоторые дела государственной важности, либо после принятия приговора Думы потребность во многих незначительных справках и выписках отпадала. Другое объяснение отсутствия множества ценнейших исторических источников заключается в том, что наряду с Боярской Думой существовала Ближняя Дума - особый тайный совет государя из числа дворцовых сановников или доверенных лиц царского окружения. Намеренно, за ненадобностью уничтожались многие дела домашнего делопроизводства.

Так, для принятия присяги во имя новорожденного царевича Димитрия по духовной грамоте Ивана Грозного на заседании Ближней Думы присутствовало 10 человек, тогда как по думскому списку состав Боярской Думы того времени насчитывал 47 членов. Зная трагическую судьбу наследника престола, можно только догадываться какое количество документов, связанных с его именем безвозвратно утеряно.

Вопросы, которые ставились на заседаниях Ближней Думы носили, как правило, тайный ( главным образом по вопросам внешних сношений) или частный характер: устройство торжеств при дворе, организация богомольной поездки царя, обсуждение дворцовых доходов и расходов.

Обычно эти совещания не находили документального оформления. Но, если государь обсуждал с ближними боярами вопросы учредительного характера, не укладывающиеся в колею обычного делопроизводства, или по которым надо было принимать решение на заседании Боярской Думы, то именно здесь тщательно готовились все детали будущего обсуждения : проекты приговоров и резолюции дьяков, составлялись справки, как государь будет объявлять свою мысль.

Составление повестки дня не было постоянной практикой, она составлялась и передавалась через подьячего членам Думы только в случаях чрезвычайных «бдений».

Большая часть времени заседаний была посвящена слушаниям докладов дьяков судейских комиссий или докладных выписок начальников приказов. Однако, в зависимости от степени важности вопроса существовало четыре порядка поступления дел: дела докладывались царю без бояр, государю в присутствии бояр, боярам без государя и государю с боярами.

Принимать решение о способе представления докладов тоже нередко было предметом обсуждения Думы, поскольку надо было решить непростой вопрос : стоит ли отрывать от обеда или молебна государя или высокое духовное начальство.

Страницы: 1 2 3 4

Лжедмитрий I
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных ...

Россия в Первой мировой войне (1914-1917 гг.)
Первая мировая война как кризис индустриальной цивилизации. Развитие империализма в странах Западной Европы и в России в начале XX в., усиление борьбы европейских стран за рынки, колониальные ресурсы. Характеристика мировых и европейских геополитических противоречий. Формирование военно-политических блоков. Место России в Антанте и степ ...

Армия Афин
При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали «хромым» (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Афинские военноначальники хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение в ...