Введение
Создание Государственной Думы, как законосовещательного органа в России признавалось необходимым уже давно. Земские соборы, Уложенная Комиссия Екатерины II, конституционные проекты XIX века – вот лишь некоторые вехи в предыстории российского парламентаризма. Лишь в самом начале ХХ века общественная ситуация в стране накалилась до такой степени, что стало ясно, что по-старому жить нельзя, нужны перемены. И в первую очередь перемены в государственном устройстве.
Осенью 1905 г. в критической для самодержавия ситуации Николай II вынужден был пойти еще на одну уступку, и подписал 17 октября Манифест, которым на правительство возлагалась обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».[1]
Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, по крайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотру законодательных актов, регулирующих социально-политическое и национально-государственное устройство России; он стал правовой базой для образования легальных политических партий и начала преобразования государственно-церковных отношений.
Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимость разработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность. Изучить процесс его разработки и является целью данной работы.
Среди изученных нами источников документы в сборнике «Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы»,[2] в частности, Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.),[3] а также воспоминая современников,[4] которые позволяют охарактеризовать напряжение, царившее в обществе и Думе в вопросе об избирательном праве.
Предпосылки принятия избирательного закона в то или иной степени рассмотрены практически во всех работах, посвященных революции 1905 г. в работах А. В. Пясковского, Л. К. Ермана, Е. Д. Черменского также даются материалы, касающиеся непосредственно разработке закона, однако очень скудно.[5] Весьма кратко этот вопрос рассмотрен в сочинениях общего характера, например, в VI томе «Истории СССР. С древнейших времен до наших дней».[6] В определенной степени вопрос о разработке третьеиюньского закона ставится во всех работах, посвященных деятельности П. А. Столыпина.[7]
Кроме того, интересны для разработки данной темы статьи С. В. Леонова «Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год)»[8] и А. Н. Медушевского «Конституционная монархия в России».[9] Они рассматривают особенности российской политической системы в том числе в связи с разработкой избирательного закона в 1905 – 1907 гг.
Биография Сунь Ят-Сена
Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.
Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказыва ...
Документы и материалы
№1. 1829 г. Ведомость об учебных заведениях в городе
Царевококшайске, в уезде.
Ведомость об учебных заведениях в городе Царевококшайске и уезда онаго, находящихся за 1829 —й год:
В каких местах находятся и какие именно училища? — В городе Царевококшайске уездное училище.
Сколько классов и чему обучают? — Классов — 2.
В 1-м обучают ...
День первый 6 апреля
Рассвет наступал медленно. Ночь словно не хотела уступать ему свое место. Этому способствовали плотные облака, нависшие над городом, да не прекращающийся туман. Минуты тянулись томительно долго.
Всю ночь со стороны города доносились негромкие разрывы. Это делали свою работу 213-я и 314-я дивизии легких ночных бомбардировщиков генерал ...

