Введение
Создание Государственной Думы, как законосовещательного органа в России признавалось необходимым уже давно. Земские соборы, Уложенная Комиссия Екатерины II, конституционные проекты XIX века – вот лишь некоторые вехи в предыстории российского парламентаризма. Лишь в самом начале ХХ века общественная ситуация в стране накалилась до такой степени, что стало ясно, что по-старому жить нельзя, нужны перемены. И в первую очередь перемены в государственном устройстве.
Осенью 1905 г. в критической для самодержавия ситуации Николай II вынужден был пойти еще на одну уступку, и подписал 17 октября Манифест, которым на правительство возлагалась обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».[1]
Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, по крайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотру законодательных актов, регулирующих социально-политическое и национально-государственное устройство России; он стал правовой базой для образования легальных политических партий и начала преобразования государственно-церковных отношений.
Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимость разработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность. Изучить процесс его разработки и является целью данной работы.
Среди изученных нами источников документы в сборнике «Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы»,[2] в частности, Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.),[3] а также воспоминая современников,[4] которые позволяют охарактеризовать напряжение, царившее в обществе и Думе в вопросе об избирательном праве.
Предпосылки принятия избирательного закона в то или иной степени рассмотрены практически во всех работах, посвященных революции 1905 г. в работах А. В. Пясковского, Л. К. Ермана, Е. Д. Черменского также даются материалы, касающиеся непосредственно разработке закона, однако очень скудно.[5] Весьма кратко этот вопрос рассмотрен в сочинениях общего характера, например, в VI томе «Истории СССР. С древнейших времен до наших дней».[6] В определенной степени вопрос о разработке третьеиюньского закона ставится во всех работах, посвященных деятельности П. А. Столыпина.[7]
Кроме того, интересны для разработки данной темы статьи С. В. Леонова «Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год)»[8] и А. Н. Медушевского «Конституционная монархия в России».[9] Они рассматривают особенности российской политической системы в том числе в связи с разработкой избирательного закона в 1905 – 1907 гг.
Хунну, усуни и кангюи
В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э Хунну распространили свое влияние от берегов Тих ...
Барклай-де-Толли, Изображение военных действий 1812 год
Тогда Наполеон под прикрытием атак кавалерии подвел пехоту вице-короля, а артиллерия усилила огонь.
Героическое сопротивление русских войск смутило Наполеона. Редуты были захвачены, левый фланг русских оттеснен, казалось, все преимущества были на стороне противника. Оставалось бросить свежие резервы и попытаться разбить русскую армию. ...
Последствия конфликта
Самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, т ...