Введение

Создание Государственной Думы, как законосовещательного органа в России признавалось необходимым уже давно. Земские соборы, Уложенная Комиссия Екатерины II, конституционные проекты XIX века – вот лишь некоторые вехи в предыстории российского парламентаризма. Лишь в самом начале ХХ века общественная ситуация в стране накалилась до такой степени, что стало ясно, что по-старому жить нельзя, нужны перемены. И в первую очередь перемены в государственном устройстве.

Осенью 1905 г. в критической для самодержавия ситуации Николай II вынужден был пойти еще на одну уступку, и подписал 17 октября Манифест, которым на правительство возлагалась обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».[1]

Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, по крайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотру законодательных актов, регулирующих социально-политическое и национально-государственное устройство России; он стал правовой базой для образования легальных политических партий и начала преобразования государственно-церковных отношений.

Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимость разработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность. Изучить процесс его разработки и является целью данной работы.

Среди изученных нами источников документы в сборнике «Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы»,[2] в частности, Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.),[3] а также воспоминая современников,[4] которые позволяют охарактеризовать напряжение, царившее в обществе и Думе в вопросе об избирательном праве.

Предпосылки принятия избирательного закона в то или иной степени рассмотрены практически во всех работах, посвященных революции 1905 г. в работах А. В. Пясковского, Л. К. Ермана, Е. Д. Черменского также даются материалы, касающиеся непосредственно разработке закона, однако очень скудно.[5] Весьма кратко этот вопрос рассмотрен в сочинениях общего характера, например, в VI томе «Истории СССР. С древнейших времен до наших дней».[6] В определенной степени вопрос о разработке третьеиюньского закона ставится во всех работах, посвященных деятельности П. А. Столыпина.[7]

Кроме того, интересны для разработки данной темы статьи С. В. Леонова «Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год)»[8] и А. Н. Медушевского «Конституционная монархия в России».[9] Они рассматривают особенности российской политической системы в том числе в связи с разработкой избирательного закона в 1905 – 1907 гг.

Политика Анны Ивановны
Иностранцы, жившие при дворе Анны, писали о её характере, внешности и придворной жизни, но также их интересовало устройство страны и политика, проводимая Анной. Этот интерес к устройству страны имел и политические цели, для правителей тех стран, откуда приезжали чужеземцы. Иностранцы, писавшие об Анне, уделяют много внимания придворной ...

Сколько их и что их гонит?
Этим тревожным вопросом задавался Владимир Короленко, исследуя психологию самозванства. В самом деле, сколько их было? Трудно сказать. Лженеронов было, по крайней мере, три. Особенно поражало Короленко количество российских самозванцев, заставивших писателя прийти к горестному выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». Имеющиеся в ...

Последние годы жизни А.Д. Сахарова
Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к активной политической деятельности. Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом. Лишь после активного выступления в поддержку А. Д. Сахарова широких сло ...