Заключение

Роспуск Второй Думы завершил первую русскую революцию. При Третьей Думе начинается эпоха «конституционной монархии». Левая общественность часто глумилась над ней, над ее «угодливостью» и «раболепством». Поводы для законного негодования эта Дума давала не раз. Но именно одновременно с ней начался подъем России во всех отношениях. Переворот 3 июня достиг своей цели. Большинство первых двух Дум на новых выборах было разгромлено. «Оппозиции» в Третьей Думе было не больше 90 человек, считая и 54 кадета. Центром и самой многочисленной фракцией в думе стали октябристы. Появились и разнообразные правые, около 140 депутатов.[25]

Однако и опасения, что новый избирательный закон при обнаружившихся новых настроениях вызовет к жизни реакционную Думу – Думу, которая окажется правее самого правительства, – не оправдались. Первая сессия Третьей Думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. В жизни партий резко возросла роль думских фракций, в то время как внедумская работа свертывалась (раньше было наоборот). Создавшиеся в Думе так называемые два большинства обещали, казалось, свести фракции в стабильные и эффективные для парламентской деятельности коалиции.

Но в итоге положительные изменения в партийной системе не стали глубокими и долговременными. Социалистические партии выжили и окрепли. Раскол в 1913 году думской фракции октябристов, а вскоре и фактически и самой партии подрывали позиции либералов в целом.

[1] Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.) // Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975. С. 77 – 78.

[2] Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975.

[3] Там же. С. 77 – 78.

[4] Желягин В. Российский парламентарий во времена Государственной думы: Из воспоминаний эмигранта первого поколения // Знание – сила. 1993. №7. С. 1 – 7; Маклаков В. А. Вторая Государственная дума: Воспоминания современника. Лондон, 1991.

[5] Пясковский А. В. Революция 1905—1907 гг. в России. М., 1966; Ерман Л. К. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966; Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970.

[6] История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т. 6. М., 1968.

[7] Федоров Б. Г. П. А. Столыпин. Т. 1 – 2. СПб., 2002.

[8] Леонов С. В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год) // Вопросы истории. 1999. №11 – 12. С. 29 – 49.

[9] Медушевский А. Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. №8. С. 30 – 47.

[10] Шелохаев В. В. Федор Федорович Кокошкин // Архив. 2000. N8.

[11] Цит. по: Шелохаев В. В. Указ. соч. С. 34.

[12] История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т. 6. М., 1968. С. 458.

[13] Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975. С. 63 – 77.

[14] Манифест «об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.) // Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975. С. 77 – 78.

[15] Цит. по: Шелохаев В. В. Указ. соч. С. 34.

[16] Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 67.

[17] Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975. С. 77 – 78.

[18] Там же.

[19] Шелохаев В. В. Указ. соч. С. 35.

[20] Витте С. Ю. Указ. соч. С. 71.

[21] Федоров Б. Г. Т. 2. Указ. соч. С. 78.

[22] Революция 1905—1907 гг. Документы и материалы, М., 1975. С. 85.

[23] Федоров Б. Г. Т. 2. Указ. соч. С. 79.

[24] Медушевский А. Н. Указ. соч. С. 30 – 47.

[25] Политические партии России: история и современность. М., 2000. С. 181 – 182.

Образование, культура, просвещение
Осознав трудности кардинального реформирования России, Екатерина решила подойти к проблеме обновления страны с другой стороны: она задумывала осуществить задачу воспитания новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих людей, что приведет к изменению общества. Большое внимание уделяла Екатерина об ...

Октябрьский переворот
Осенью 1917 г. Россия продолжала скатываться в пропасть экономического и социально-политического кризиса. В этих условиях партия большевиков приняла решение о начале непосредственной подготовки к восстанию. Однако этой ленинской идее пришлось выдержать серьезное противодействие. Противники восстания — и явные, и скрытые — подвергали в т ...

Февральская революция 1917 г.
В работе "Крах II Интернационала" (май-июнь 1915г.) Ленин подчеркивал, что революция не может быть "ввезена" извне, она является результатом внутреннего развития каждой страны, порождается объективными причинами, крайним обострением социальных противоречий, назревших кризисов, называемых революционными ситуациями. Но ...