Новгородская боярская республика

История » Политическая раздробленность Руси » Новгородская боярская республика

Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь "из варяг в греки" и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т.д. Наряду с общегородским вечем существовали "кончанские" (город делился на пять районов - концов, а вся Новгородская земля - на пять областей - пятин) и "уличанские" (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 "золотых поясов" - крупнейшие бояре Новгорода.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий Киевский князь "сажал" своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд, Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов.

Политический строй Новгородской боярской республики

Общегородское вече

Кончанские вечевые сходы

Совет господ

300 золотых поясов

посадник

архиепископ

тысяцкий

князь

Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д., имел даже свой полк.

Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать". Даже резиденция князя находилась вне кремля, на Ярославовом дворище - Торговой стороне, а позднее - в нескольких километрах от кремля на Городище.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск крестоносной агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальнейшем развитии этого региона.

 
[1] Минаев Е.П. История Отечества IХ –ХХ вв.: учебное пособие. М., 1996. С.104 [2] Керенский А.Ф. Россия на историческом перевороте// Вопросы истории, 1990. №№6-12. [3] Родзянко М.В. Записки председателя Государственной Думы. «Новая Юность, 1999 г. № 4(37) [4] Керенский А.Ф. Указанное издание. [5] Федоров В.А История России 1861-191 ...

Беловежские соглашения и их оценка.
8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии (а когда-то - Никиты Хрущева) в Вискулях, лидеры трех славянских республик подписались под документом, в котором было сказано: «Союз ССР как субъект международного политического права и геополитическая реальность прекратил свое существование». Резиденция в Виск ...

Сикхизм и джайнизм
На индийской почве шла, в основном, и реформация сикхизма и джайнизма. Их генетическая связь с индуизмом отчасти предопределила и важность реформаторской борьбы с сословно-кастовыми преградами на пути формирования буржуазного общества. Вместе с тем сикхскому и джайнскому реформаторству были присущи такие черты, которые отличали их друг ...