Упадок буддизма и торжество индуизма

История » Индия в ранее средневековье » Упадок буддизма и торжество индуизма

Первые века I тысячелетия были временем массового распространения в Индии буддизма, а также джайнизма, занявшего наиболее прочные позиции в Южной Индии. Однако ни одно из течений буддизма, ни джайнизм не могли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые для древности мы объединяем под названием брахманизм, а для средних веков - индуизм. Серьезнейшим препятствием для усиления влияния буддизма на широкие народные массы была индийская кастовая община, по самой сути складывавшихся в ней отношений господства-подчинения, основанных на неравенстве каст, на кастовом угнетении, противостоявшая идее равенства людей, лежавшей в основе учения раннего буддизма. Скорее всего проповедь буддизма находила в деревне отклик в основном в среде угнетенных каст - социальных низов общества. Вся история буддизма в Индии как религии - это история бесплодной борьбы с тем образом жизни, который воспроизводила в себе индийская сельская община, включая в первую очередь комплекс социальных и бытовых отношений, а также народные обычаи и верования. Буддизм стремился приспособиться к жизненной реальности и тем самым (в учении махаяны - "Великой колесницы") неуклонно шел по пути сближения с индуизмом. Развитие культа многочисленных будд, бодхисаттв и святых с пышным и сложным ритуалом, поклонение изображениям божеств (преимущественно скульптурным) в богато украшенных храмах, аскетизм архатов и многое другое постепенно вели к тому, что в сознании простых людей, не вникавших в тонкости религиозно-философских доктрин, отличия буддизма махаяны от индуизма постепенно становились все менее заметными.

Необходимо учитывать также и то, что, как и индуизм, буддизм с самого начала основывался на общих для индийской цивилизации принципах миросознания, в особенности на представлениях о перевоплощении душ (сансара), определяемых законом воздаяния (карма) за совершенные в жизни поступки; соблюдение определенных религиозно-этических норм (дхарма) должно было вести к более высокому качеству воплощения души, а при особо праведном поведении, отличном от обычной мирской жизни, цепь перерождений в мире страданий могла оборваться и душа достигнуть желанного освобождения от сансары. Можно сказать в наиболее общей форме, что различия заключались в толковании дхармы и методов осуществления мечты о конечном спасении от мира перевоплощений.

В буддизме верный путь спасения требовал разрыва с мирской жизнью и ухода в монахи - бхикшу, миряне же оставались лицом к лицу со всем традиционным укладом жизни, верованиями и обычаями, к которым буддизм в основном относился нейтрально. Неудивительно, что буддисты-миряне в повседневной жизни не могли отрешиться от этого небуддийского наследства и, по существу, совмещали требования своей религии с индуистской практикой.

Глубокий упадок буддизма зафиксирован в эпоху Харшавардханы Сюань Цзаном. Спустя несколько веков эта религия практически полностью исчезает на своей родине, сохраняясь отчасти только в Гималаях (махаяна) и на Цейлоне (в форме хинаяны).

Борьба индуизма с враждебными религиозными течениями шла не только в религиозно-философской сфере (в литературе, в получивших большое распространение ученых диспутах), но принимала общественные и политические формы, отражавшие подчас материальные интересы сторон. Сведения о религиозных столкновениях сообщает, например, Сюань Цзан. Источники рисуют Шашанку, царя Гауды, жестоким гонителем буддизма, Харша же, хотя и был индуистом, но относился к буддизму терпимо и даже покровительствовал ему. Сюань Цзан изображает его преданным поклонником буддизма и объясняет попытку покушения на Харшу недовольством брахманов чрезмерной щедростью царя по отношению к буддистам. В то же время из сочинения Сюань Цзана с очевидностью вытекает, что в большинстве областей Индии буддийских монахов оставалось мало, буддийские монастыри и культовые сооружения были по большей части заброшены или разрушены, а "еретиков"-индусов всюду было множество и храмы их были многочисленны. К этому же примерно времени относятся и первые сохранившиеся до наших дней выдающиеся памятники монументальной храмовой архитектуры индуизма.

Альтернативность в истории как подход к анализу вариативности развития послевоенной Европы. Понятие и сущность альтернативности в историческом процессе
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в ...

Борьба гурджара-пратихаров и палов
В середине VIII в. на территории Бенгалии и Бихара возникло государство Палов, явившееся наследником государства Гауда. Династия Палов объединила враждовавшие между собой княжества и начала завоевания в более западных областях долины Ганга, где вошла в столкновение с раджпутами. В затяжную борьбу соперничавших государств вмешивалось ещ ...

Отрочество и юность Александра Ярославовича.
Князь Александр родился 30 мая 1220 года. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Федоровича. Отец его Ярослав постоянно союзничал со своим младшим братом, великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем. Замечу, что в то время союзничество князьей со своими родственниками обычным явлением вовсе не было. Обыденным была их пос ...