Развитие городаСтраница 3
Горожане группировались поквартально согласно их вероисповеданию. Таким образом, в столице были мусульманские кварталы (253 в середине XVII в) и немусульманские - греческие, армянские или еврейские (24 в это же время), а центр каждого квартала - это культовое место, где есть мечеть, церковь или синагога.
Старый город, Стамбул, в основном был населен мусульманами. Немусульманское население проживало главным образом к северу от Золотого Рога и вдоль Босфора. Что касается европейцев, приезжающих по дипломатическим и торговым делам, то они жили к северу от бухты Золотой Рог, в кварталах Пера и Галата.
Если иноземные путешественники XVI-XVIII вв. почти единодушны в своем восхищении османской столицей при приближении к ней, то их восторги сменяются полнейшим разочарованием при въезде в нее. За исключением улицы Дивана, или, иначе, Диван йолу - соответствующих древней византийской Мезе, между храмом Святой Софии и Воротами Эдирне, - другие улицы, хотя и мощеные, узки, темны, глубоки и редко бывают прямыми; те же путешественники поражены отсутствием женщин и царящей на улицах тишиной. Кроме выкриков торговцев и детского смеха почти не слышно никакого шума, поскольку жители квартала ходят в мягкой без подковок обуви, нет ни карет, ни повозок.
Некоторые кварталы днем весьма оживленны, особенно те, что расположены возле открытых рынков и базаров. Но по вечерам, за исключением месяца рамадана, город пустеет, и после вечерней молитвы каждый остается дома. Поскольку улицы не освещены, жители, которым надо выйти, обязаны были иметь собственные фонари (уличное освещение начнет появляться только в 60-е годы XIX в., сначала керосиновое, затем газовое).
Улицы изобиловали спусками и подъемами, поскольку город построен на холмах. Это делает практически невозможным использование колесного транспорта, поэтому прибегают к помощи носильщиков, хамалов. Как только начинается средней силы дождь, улицы быстро превращаются в трясину. Больше того, каждый выбрасывал столько мусора и нечистот, что ходить по ним становилось "чистым наказанием"; тут же бегали своры собак. Между тем существовали изданные городскими властями указы, согласно которым предписывалось убирать улицы, чинить поврежденную проезжую часть, выбрасывать мусор и нечистоты в море и т.д. Но едва ли такие указания когда-либо выполнялись.
Жилые дома и торговые лавки вдоль улиц имели весьма скромный, а то и жалкий вид, за исключением дворцов и резиденций знати. Дома, как правило, были построены из дерева в один или два этажа. Правило, датированное 1725 г., гласило: высота дома у мусульман должна ограничиваться 12 зира (локоть), т.е.9 метрами, у не мусульман - 9 зира (около 7 метров); высота торговых лавок должна составлять 4 зира, т.е. около 3 метров. Постройки окрашены в бледно-голубой, розовый, желтый цвета (в некоторых городах Анатолии до сих пор сохраняются такие дома). Во избежание пожаров, которые были весьма часты, правила предписывали следующие строительные нормы: высота дома не должна превышать два этажа, причем верхний этаж не должен выступать над нижним; строительство балконов было запрещено; дом, разрушенный землетрясением, должен был отстраиваться из дерева, адом, уничтоженный пожаром, если он примыкал к общественному зданию, - из камня и кирпича; право на выбранное под строительство место могло быть получено только после уплаты налога в Казначейство, а разрешение на строительство выдавалось главным архитектором, мимарбаши. Но в действительности эти правила часто нарушались.
Итоги ВОВ, источники победы
Великая Отечественная война продолжалась более четырех лет. Людские потери за ее время составили 95% от общих потерь за всю ВМВ, а стоимость уничтоженных материальных ценностей еще выше.
Из общего числа людских потерь за войну, на долю СССР приходится около 20 млн. человек. Такие огромные потери Советской стороны объясняются (помимо пр ...
Тимар
Введение тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и соби ...
Лжедмитрий I
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных ...

