Развитие города
Страница 3

Горожане группировались поквартально согласно их вероисповеданию. Таким образом, в столице были мусульманские кварталы (253 в середине XVII в) и немусульманские - греческие, армянские или еврейские (24 в это же время), а центр каждого квартала - это культовое место, где есть мечеть, церковь или синагога.

Старый город, Стамбул, в основном был населен мусульманами. Немусульманское население проживало главным образом к северу от Золотого Рога и вдоль Босфора. Что касается европейцев, приезжающих по дипломатическим и торговым делам, то они жили к северу от бухты Золотой Рог, в кварталах Пера и Галата.

Если иноземные путешественники XVI-XVIII вв. почти единодушны в своем восхищении османской столицей при приближении к ней, то их восторги сменяются полнейшим разочарованием при въезде в нее. За исключением улицы Дивана, или, иначе, Диван йолу - соответствующих древней византийской Мезе, между храмом Святой Софии и Воротами Эдирне, - другие улицы, хотя и мощеные, узки, темны, глубоки и редко бывают прямыми; те же путешественники поражены отсутствием женщин и царящей на улицах тишиной. Кроме выкриков торговцев и детского смеха почти не слышно никакого шума, поскольку жители квартала ходят в мягкой без подковок обуви, нет ни карет, ни повозок.

Некоторые кварталы днем весьма оживленны, особенно те, что расположены возле открытых рынков и базаров. Но по вечерам, за исключением месяца рамадана, город пустеет, и после вечерней молитвы каждый остается дома. Поскольку улицы не освещены, жители, которым надо выйти, обязаны были иметь собственные фонари (уличное освещение начнет появляться только в 60-е годы XIX в., сначала керосиновое, затем газовое).

Улицы изобиловали спусками и подъемами, поскольку город построен на холмах. Это делает практически невозможным использование колесного транспорта, поэтому прибегают к помощи носильщиков, хамалов. Как только начинается средней силы дождь, улицы быстро превращаются в трясину. Больше того, каждый выбрасывал столько мусора и нечистот, что ходить по ним становилось "чистым наказанием"; тут же бегали своры собак. Между тем существовали изданные городскими властями указы, согласно которым предписывалось убирать улицы, чинить поврежденную проезжую часть, выбрасывать мусор и нечистоты в море и т.д. Но едва ли такие указания когда-либо выполнялись.

Жилые дома и торговые лавки вдоль улиц имели весьма скромный, а то и жалкий вид, за исключением дворцов и резиденций знати. Дома, как правило, были построены из дерева в один или два этажа. Правило, датированное 1725 г., гласило: высота дома у мусульман должна ограничиваться 12 зира (локоть), т.е.9 метрами, у не мусульман - 9 зира (около 7 метров); высота торговых лавок должна составлять 4 зира, т.е. около 3 метров. Постройки окрашены в бледно-голубой, розовый, желтый цвета (в некоторых городах Анатолии до сих пор сохраняются такие дома). Во избежание пожаров, которые были весьма часты, правила предписывали следующие строительные нормы: высота дома не должна превышать два этажа, причем верхний этаж не должен выступать над нижним; строительство балконов было запрещено; дом, разрушенный землетрясением, должен был отстраиваться из дерева, адом, уничтоженный пожаром, если он примыкал к общественному зданию, - из камня и кирпича; право на выбранное под строительство место могло быть получено только после уплаты налога в Казначейство, а разрешение на строительство выдавалось главным архитектором, мимарбаши. Но в действительности эти правила часто нарушались.

Страницы: 1 2 3 4

Сведения о развитии Македонского государства
Появление на арене Македонской истории Филиппа знаменует собой новый этап в становлении государственности; ему удалось путем уничтожения сопротивления племен объединить страну, узурпировать власть отдельных басилевсов и стать на путь широких завоеваний. В это время история Македонии тесно сплетается с историей Греции, а деятельность Фил ...

Заключение об исторической роли казачества
От участия в народных волнениях к роли опоры государства, от вольных набегов к регулярной службе - казачество прошло сложный путь, выполняя различные социальные функции на каждом этапе своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей. Разр ...

Начало второй чеченской кампании
В начале августа 1999 г. резко обострилась ситуация в горных районах Дагестана, граничащих с Чечней. Поход дагестанских и чеченских ваххабитов возглавили террористы Шамиль Басаев и Хаттаб. События приобрели характер широкомасштабных военных действий с применением сил и средств регулярной армии. Ставка ваххабитов на поддержку населения н ...