Развитие города
Страница 2

Начатая Мехмедом II исламизация города продолжает утверждаться при его наследниках, которые хотят сделать Стамбул центром мусульманского мира. Его сын Баязид II (1481-1512) сооружает султанскую мечеть над старинным форумом Таури. Эта мечеть находится в центре обширного архитектурного ансамбля, включающего хан, хамам (баня), медресе, приют для больных, мавзолей {тюрбе). Между тем самые красивые религиозные сооружения украсят город во время царствования Сулеймана Великолепного (1520-1566).

Для того чтобы преуспеть в деле своего правления, Сулейман приглашает гениального художника, архитектора Синана, который строит для него самые красивые мечети Стамбула: Шахзаде-джами (1544-1548) и мечеть Сулеймана Великолепного, или Сулеймание-джами (1550-1557). В этот период, называемый эпохой Синана, длившийся с 1540 по 1588 г., было построено немало других религиозных и светских сооружений, в том числе и по инициативе сановников из окружения султанов.

Другие архитектурные ансамбли возникают по монаршему повелению в XVII и XVIII вв.: мечеть султана Ахмеда I (1603-1617), известная как "Голубая мечеть" (1609-1616), которая соседствует с византийским ипподромом, превращенным в характерную для турецкой архитектуры площадь; мечеть Ени Валиде-джами, расположенная возле бухты Золотой Рог (1597-1663 гг.); мечеть Нур-и Османие, открытая в 1755 г., и мечеть Лалели (1764 г).

Город не прекращает расти. Требуются рабочие, подрядчики и ремесленники для завершения строительства, торговцы и лавочники для повседневной жизни, грамотные люди для различных административных служб. Султаны лично следят за переселением людей из старых районов и недавно завоеванных земель. Со времени взятия Константинополя Мехмед II поощряет добровольный переезд и объявляет на всю империю, что те, кто захочет по собственному желанию обосноваться в этом городе, смогут бесплатно пользоваться жилищем. Эта мера оказалась малоэффективной, по крайней мере, недостаточной, и султан прибегает к депортации (сур-гюп), которая распространяется на все классы общества, включая и аристократию. Эти меры относятся как к мусульманскому, так и немусульманскому населению, например к евреям из Салоник и других районов империи (Галлиполи, Скопле, Серрес, Синоп, Мистра, Кастамону), которые селятся в квартале Текфурсарай, или к армянам (из Токата, Сиваса, Амасьи), которые занимают квартал Манастир. Селим I (1512-1520) также насильно стремится заселить город, но имеет при этом еще, и политический умысел. После победы при Чалдыране и завоевания Тебриза в 1514 г. он депортирует семьи ремесленников-персов из завоеванных земель. Позднее, завоевание Сирии и Египта позволит ему направить в столицу своего государства ремесленников из Дамаска и Каира. После завоевания Белграда (1521) Сулейман Великолепный переселяет сербов в столицу. Здесь находит убежище и еврейское население, изгнанное из Испании, Португалии, с юга Италии и из Центральной Европы.

Во второй половине XVI в. население Стамбула оценивается в 600 тыс. жителей, что делает его самым населенным городом в мире в ту эпоху.

Внутри крепостных стен Стамбула жилые районы города делились на нахийе. Каждое пахийе объединяло некоторое количество кварталов, называемых? (182 в 1480 г., 219 в 1546 г., 292 в 1635 г), жители которых были ответственны за поддержание порядка на территории и обычно через квартального имама общаются с властями. На практике каждому махалле принадлежали школа и фонтан, а самые обеспеченные жители помогают общественным заведениям, создавая вакфы.

Страницы: 1 2 3 4

Буддизм
Но особенно остро проблема консервативной традиции, ее прочной связи со значительными массивами архаических структур, оказавшихся за бортом исторического прогресса, стояла (и во многом еще стоит) перед реформацией буддизма, одной из древнейших мировых религий. Особое значение для его реформаторского обновления имело то, что в предшеству ...

Характеристика Роммеля его современниками. Кох Лутц.
В феврале 1942 года по заданию редакции я отправился в Северную Африку, к Роммелю. Штаб-квартира командующего Африканским корпусом располагалась тогда у укрепрайона Тмими. Я застал генерала в канун подготовки наступления на Тобрук. Во время многочисленных поездок к линии фронта мне довелось ближе узнать этого удивительного человека. Его ...

Сведения о развитии Македонского государства
Появление на арене Македонской истории Филиппа знаменует собой новый этап в становлении государственности; ему удалось путем уничтожения сопротивления племен объединить страну, узурпировать власть отдельных басилевсов и стать на путь широких завоеваний. В это время история Македонии тесно сплетается с историей Греции, а деятельность Фил ...