Культура Оренбуржья в годы ВОВ
Страница 1

Чкаловские писатели Л. Грабарь, Н. Хохлов, И. Бортников, И. Сидякин, Е. Евстигнеев, М. Яровой и другие продолжали творческую деятельность, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.

Литераторы, оставшиеся в тылу, в содружестве с коллегами, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, Киева, активно выступали в печати, на радио, участвовали в работе агитационных и концертных бригад, театров. Ведущее место в литературе заняла тема Великой Отечественной войны. Областное издательство выпустило в те годы сборники произведений: прозаиков — «Патриоты»; поэтов — «От всего сердца»; сборник Н. Клементьева «В тревожный час», сборник стихов Е. Евстегнеева «Под красной звездой Отчизны». Вышло и несколько номеров литературно-художественного альманаха «Степные огни». С первых дней войны Чкаловское отделение Союза художников проводило агитационную работу средствами изобразительного искусства: Н.В. Кудашев, М.У. Петунин, А.Ф. Степанов, Ф.Г. Живаев и др. Окреп талант скульптора Г.А. Петина, наиболее глубоко проявившийся в его произведениях «Партизан» (1943), «Рабочий» (1945) и др. Возросла творческая деятельность композиторов. В Оренбуржье в то время жили В.П. Соловьев-Седой, И.И. Дзержинский, М.И. Чулаки, Д.Г. Френкель, В.В. Волошинов и др. В Чкалове было создано отделение Союза композиторов из эвакуированных москвичей, ленинградцев, ростовчан и местных музыкантов.

Крупными событиями в музыкальной жизни явились сочинения И. И. Дзержинского — оперы «Кровь народа», «Надежда Светлова», кантаты «Поднимайтесь, советские люди», цикл романсов «Фронтовая музыка». Композиторы неоднократно выезжали на фронт в составе фронтовых бригад работников искусств. Многогранный талант В. П. Соловьева-Седого во всю ширь проявился в оренбургский период его творчества. В городском саду «Тополя» композитор познакомился с молодым поэтом, солдатом-богатырем Алексеем Фатьяновым. «Именно этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться, — говорил впоследствии Соловьев-Седой, — в его стихах я слышал русский характер, родную природу, русскую речь .». Творческое содружество этих людей оказалось удивительно плодотворным, только за оренбургское лето 1942 г. ими было создано 20 песен. Первая их совместная работа — песня «Южно-Уральская». Военный Совет Южно-Уральского округа утвердил ее как строевую для частей и училищ. Под звуки этого марша уходили на фронт все воины из Оренбуржья.

Под руководством Соловьева-Седого в Чкалове был организован передвижной театр «Ястребок». 3 февраля 1942 г., едва родившись, он отправился на фронт, где за два месяца дал 93 концерта. С особой теплотой вспоминал композитор о судьбе песни «Вечер на рейде». Первое ее исполнение перед бойцами состоялось на Калининском фронте в землянке начальника политотдела дивизии, сформированной в Оренбуржье. Песня полюбилась солдатам и стала популярной, хотя она получила весьма отрицательные оценки многих профессиональных музыкантов. В декабре 1941 г. на заседании композиторов в Чкалове песню подвергли жестокой критике за «пессимизм», «цыганщину» — «недопустимые явления» во время войны. Как вспоминала Н. Дзержинская, «Вечер на рейде» бойцы могли слушать, хоть всю ночь. Лучшие произведения композиторов военной поры явились выражением души народа, одержавшего великую победу над фашизмом.

Страницы: 1 2

Состав контингента
Рассмотрим теперь состав контингента узников ГУЛАГа, выделив предварительно из их среды интересующую нас в первую очередь категорию. Очевидно, что массовые репрессии или террор 1937 – 1938 гг., названные в народе «ежовщиной», по имени тогдашнего наркома внутренних дел Н.И. Ежова, и ставшие важной вехой в истории ГУЛАГа, носили, прежде в ...

Дальнейшая судьба преобразований
Таким образом, в результате реформы была создана новая денежная система, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты, обеспечивавшиеся прежде всего через систему государственных банков. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках, с избытком перекрывавший сумму, на которую были выпущены креди ...

Армия Афин
При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали «хромым» (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Афинские военноначальники хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение в ...