Культура Оренбуржья в годы ВОВ
Страница 1

Чкаловские писатели Л. Грабарь, Н. Хохлов, И. Бортников, И. Сидякин, Е. Евстигнеев, М. Яровой и другие продолжали творческую деятельность, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.

Литераторы, оставшиеся в тылу, в содружестве с коллегами, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, Киева, активно выступали в печати, на радио, участвовали в работе агитационных и концертных бригад, театров. Ведущее место в литературе заняла тема Великой Отечественной войны. Областное издательство выпустило в те годы сборники произведений: прозаиков — «Патриоты»; поэтов — «От всего сердца»; сборник Н. Клементьева «В тревожный час», сборник стихов Е. Евстегнеева «Под красной звездой Отчизны». Вышло и несколько номеров литературно-художественного альманаха «Степные огни». С первых дней войны Чкаловское отделение Союза художников проводило агитационную работу средствами изобразительного искусства: Н.В. Кудашев, М.У. Петунин, А.Ф. Степанов, Ф.Г. Живаев и др. Окреп талант скульптора Г.А. Петина, наиболее глубоко проявившийся в его произведениях «Партизан» (1943), «Рабочий» (1945) и др. Возросла творческая деятельность композиторов. В Оренбуржье в то время жили В.П. Соловьев-Седой, И.И. Дзержинский, М.И. Чулаки, Д.Г. Френкель, В.В. Волошинов и др. В Чкалове было создано отделение Союза композиторов из эвакуированных москвичей, ленинградцев, ростовчан и местных музыкантов.

Крупными событиями в музыкальной жизни явились сочинения И. И. Дзержинского — оперы «Кровь народа», «Надежда Светлова», кантаты «Поднимайтесь, советские люди», цикл романсов «Фронтовая музыка». Композиторы неоднократно выезжали на фронт в составе фронтовых бригад работников искусств. Многогранный талант В. П. Соловьева-Седого во всю ширь проявился в оренбургский период его творчества. В городском саду «Тополя» композитор познакомился с молодым поэтом, солдатом-богатырем Алексеем Фатьяновым. «Именно этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться, — говорил впоследствии Соловьев-Седой, — в его стихах я слышал русский характер, родную природу, русскую речь .». Творческое содружество этих людей оказалось удивительно плодотворным, только за оренбургское лето 1942 г. ими было создано 20 песен. Первая их совместная работа — песня «Южно-Уральская». Военный Совет Южно-Уральского округа утвердил ее как строевую для частей и училищ. Под звуки этого марша уходили на фронт все воины из Оренбуржья.

Под руководством Соловьева-Седого в Чкалове был организован передвижной театр «Ястребок». 3 февраля 1942 г., едва родившись, он отправился на фронт, где за два месяца дал 93 концерта. С особой теплотой вспоминал композитор о судьбе песни «Вечер на рейде». Первое ее исполнение перед бойцами состоялось на Калининском фронте в землянке начальника политотдела дивизии, сформированной в Оренбуржье. Песня полюбилась солдатам и стала популярной, хотя она получила весьма отрицательные оценки многих профессиональных музыкантов. В декабре 1941 г. на заседании композиторов в Чкалове песню подвергли жестокой критике за «пессимизм», «цыганщину» — «недопустимые явления» во время войны. Как вспоминала Н. Дзержинская, «Вечер на рейде» бойцы могли слушать, хоть всю ночь. Лучшие произведения композиторов военной поры явились выражением души народа, одержавшего великую победу над фашизмом.

Страницы: 1 2

Заключение.
Мир в начале XXI в. Тенденции глобализации и информационная революция. Формирование новых политических центров. Место и роль России в интеграционных процессах современности. Экономическое и политическое развитие РФ в условиях стабилизации. Социокультурные преобразования нового века. Перспективы развития России. Послание Президента Феде ...

Борьба за власть Советов на территории страны
После Октябрьского вооруженного восстания борьба за власть Советов распространилась за пределы столицы. И хотя в течение первых недель после восстания в Петрограде руководимые большевиками Советы взяли власть почти во всех основных промышленных центрах, эта борьба не была ни краткой, ни простой. Новая власть натолкнулась на резко вражд ...

Личность Екатерины II. Екатерина до восшествия на трон
Анхальт-Цербстская принцесса родилась 21 апреля 1729 года в Штеттине (Померания). По лютеранскому обычаю, девочку назвали в честь ее теток тройным именем София-Августа-Фредерика. Во время рождения будущей императрицы анхальт-цербстские владетельные фамилии не были уже ни богатыми, ни влиятельными. По матери София принадлежала к голштин ...