Введение

Теория “Москва - Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях.

„Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать“ Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.

Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии", а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Вторая половина ХVI века для России была отмечена большими территориальными приобретениями, увеличением сферы своего влияния, значительной централизацией государственной власти, более полного закрепощения крестьян, борьбой сословий и другими явлениями. Время правления на Руси Ивана Грозного ознаменовалось множеством событий.

В первые годы его правления страна была поглощена смутой, связанной с непрерывной борьбой боярских группировок между собой за власть, за право именем малолетнего царя учинять в стране самосуд и произвол. Венчавшись на царстве, Иван IV вместе со своим ближайшим окружением – Избранной Радой – перешёл на путь реформирования. Были созваны первые сословно-представительские органы, был утверждён Судебник, который коснулся различных сторон жизни Русского государства. Русская церковь тоже провела реформу, отражённую в Стоглавом соборе. Позже произошли не менее важные события: 25-няя Ливонская война и опричнина. Каждое из этих событий внесли свой вклад в дальнейшее развитие Русского государства.

Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг.. Причины и цели реформы
Целями финансово-кредитной реформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широком смысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Была и более конкретная причина проведения реформы – это разные курсы рубля: вексельный, ...

Военное искусство в Ливонской войне 1558–1583 гг.
Война России велась против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Причиной войны послужило стремление Ливонского ордена и Швеции изолировать Русское государство от Балтийского морского пути. Получение доступа в Балтийское море через Ригу, Ревель (Таллин) и Нарву и прис ...

Народности, создавшие государство
Дальше других в своем развитии цивилизационном продвинулись майя, ацтеки и инки, создавшие свою государственность. Майя – группа индийских народов, живших на территории юга современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Белиза. Считается, что предки майя пришли в эти места с севера в IV – III тыс. до н. э. Первая значительная ...