Период первой мировой войны. 1914-17 гг.
Война застала Ленина в Поронине. По ложному доносу он был арестован австрийскими властями и заключен в тюрьму в городе Новый Тарг. После освобождения Ленин уехал в Берн. Тогда он пишет статьи "Задачи революционной социал-демократии в европейской войне", "Положение и задачи социалистического интернационала", "О национальной гордости великороссов" и другие, где раскрывает принципиальное отношение большевиков к империалистической войне; в них ярко показан грабительский характер и причины первой мировой войны, сформулированы задачи социал-демократии.
Подлинную сущность и цели мировой войны Ленин раскрыл в работах "Воззвание о войне", "Социализм и война". В них он развил марксистское учение о войнах, об отношении к ним социалистов, подчеркивая неизбежную связь войн с классовой борьбой пролетариата. Определяя с классовых позиций свое отношение к войнам, марксисты-ленинцы признают прогрессивность и законность национально-освободительных, революционных войн за свержение буржуазии, победу социалистической революции.
В феврале 1915 года в Берне по инициативе В.И.Ленина проходит конференции заграничных секций РСДРП. Порядок дня и материалы конференции были опубликованы в газете "Социал-Демократ" 29 марта 1915 года. Бернская конференция, имевшая общепартийное значение, выработала платформу для сплочения всех действительно революционных интернационалистов в международном рабочем движении, определила конкретные меры для превращения империалистической войны в войну гражданскую.
Наряду с практическим руководством революционным движением в годы империалистической войны В.И.Ленин вел напряженную теоретическую работу. Пишется произведение "Империализм, как высшая стадия капитализма" - итог громадной научной работы. Готовя книгу, Ленин глубоко и всесторонне изучил огромный фактический материал. В процессе работы им были сделаны выписки из 148 книг и 232 статей. Подготовительные материалы, впоследствии изданные под названием "Тетради по империализму" и составляющие около 800 книжных страниц, раскрывают лабораторию ленинского исследования, его подход к изучаемому материалу.
В статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы", написанной в августе 1915 года, В.И.Ленин на основе открытого им закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма делает вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране, и развивает это положение в статье "Военная программа пролетарской революции", написанной осенью 1916 года. В работе "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме" (написана осенью 1916 г.) Ленин пишет о многообразии путей перехода к социализму, подчеркивая, что "все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни".
Создание союза СССР
30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра открылся I Всесоюзный съезд советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики – РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР – образовали единое союзное государство. Договор определял структуру ...
Факторы экономического могущества.
Соединенные Штаты Америки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За го ...
Борьба Руси с внешним вторжением XIII в.
Восточная Европа времен удельной Руси поражала этнической пестротой. Наряду с древнерусской народностью на основной части Восточно-Европейской равнины - жили балтские племена, в Среднем Поволжье — булгары (племена тюркского происхождения), на юге и юго-востоке — половцы.
Огромен был и перепад уровней социально-экономического и культурн ...

