Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государстваСтраница 4
Учреждение московского патриархата тоже произошло при участии константинопольского патриарха Иеремия II, в 1588 г. поставили первого русского патриарха. Московский собор 1589 г. возвел в патриархи митрополита московского Иова. Этот факт был одобрен двумя соборами Константинополя 1590 и 1593 гг. На соборе 1593 г. были изложены канонические основы создания Московской патриархии, его главе было определено пятое место среди вселенских патриархов.
Русская уложенная грамота 1589 г. вкладывает в уста Иеремия речь с изложением концепции «Третьего Рима»: ветхий Рим пал из-за аполлинариевской ереси; вторым Римом (то есть Константинополем) владеют безбожные турки, а великое Российское царство, Третий Рим, превзошло всех благочестием, собрав воедино все благочестивые царства.
На лицо один из ярких примеров использования концепции Филофея в идеологической и политической борьбе за автокефалию и национальное самоопределение. В летописи константинопольского собора 1593 г. упоминание «Третьего Рима отсутствует».
Таким образом, мы видим, как эсхатологическая концепция Филофея была переработана и переосмыслена в духе прославления Московского Царства как единственного православного государства.
Третьеиюньский переворот
Принимая во внимание ущербность получившегося избирательного законодательства, ограниченные права российского парламента и противоречия внутри либералов можно констатировать, что их сильные позиции в Думах не могли полностью компенсировать узость их массовой базы и относительную слабость их влияния в обществе в целом. Россия так и не ст ...
Гражданская война в России (1917-1922)
Гражданская война 1917 — 1922 гг. является одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Тема Гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литер ...
Москва – Третий Рим. Женитьба на византийской царевне
22 апреля 1467 года 27 летний великий князь остался вдовцом. Остро стал вопрос о повторной женитьбе, точнее о вариантах выгодного династического брака на фоне формировавшейся политической доктрины. И такой вариант вскоре был найден.11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол из Рима, некий грек Юрий от кардинала Виссариона. Он приехал к в ...