Заключение
Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.
Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила - ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии - оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.
Теория Филофея “Москва - Третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.
Идеал, заключенный в понятии "Москва - Третий Рим", не уходил из жизни в ее традиционно религиозном выражении и постепенно нашел себе новое выражение в терминах идеологии вестернизирующегося мира. Отлученные от церкви противники Никона сумели сохранить и при петровском режиме старообрядческую церковь, а в век западного романтизма русская вера в уникальную судьбу России и ее вселенскую миссию проявилась в славянофильском движении.
Время царствования на Руси Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории страны – «разруху» 70 – 80-х годов ХVI в., установление крепостного права в государственных масштабах и сложнейший узел противоречий в междинастический период рубежа ХVI – ХVII вв., который современники называли Смутой.
Возможно, что если бы правление Ивана IV продолжалось совместно с деятельностью Избранной Рады, то страна бы смогла сконцентрировать своё внимание на обеспечении безопасности южных границ (т.к. это было наиболее благоприятное время для ликвидации Крымского ханства), а не на распылении сил на войну в Ливонии – с одной стороны, защиту от набегов – с другой стороны, и на репрессии внутри державы – с третьей стороны.
Но в целом во второй половине ХVI века были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, возникла сословно-представительная монархия. Начал создаваться чиновничье-бюрократический государственный аппарат, началась организация регулярной армии, стала укрепляться государственная казна. Дальнейшее развитие этих факторов в будущем позволило царской власти (и господствующему классу феодалов) к концу первой половины ХVII века всё в меньшей мере искать опору в сословно-представительных учреждениях. А соответственно оно способствовало переходу в будущем к абсолютной монархии.
[1] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006, с. 206
[2] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006, с. 208
[3] По Судебнику наказания за уголовные преступления были: денежная пеня (штраф), заключение в тюрьму, торговая казнь (кнут) и смертная, постигавшая разбойников, государственных изменников, зажигателей, церковных татей и пр.
[4] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006, с. 209
[5] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006, с. 209
[6] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России – М.: Проспект, 2006, с. 80
Политическая ситуация после победы
Война закончилась. Враг был разбит. Победа была за нами. Исчезла угроза национального порабощения, реально нависшая над страной. Стало очевидным, что на самом деле не существует угрозы какой бы то ни было «империалистической интервенции», о которой многие годы твердила советская пропаганда, заставлявшая людей чувствовать себя жителями « ...
Древнейшие цивилизации Евразии. Египет
В самом Египте однородность географии речной долины несколько прерывается лишь в районе дельты Нила и это различие нашло своё отражение в египетской истории. Верхний Египет быстрее обрел централизованную форму и это дало ему преимущество в военном противостоянии с Нижним, где множество рукавов Нила привело к более раздробленному государ ...
«Игра в царя»
Показательны исторические примеры, проводимые и анализируемые Б. Успенским. Так, дважды (во всяком случае, это достоверно известно) первый венчанный царь и самодержавен всея Руси Иван Грозный предпринимал «игру в царя», усиживая на свой престол мнимого царя, самозванца, сопровождая этот акт шутовской церемонией. Первый раз Иван «играет ...