Москва – Третий Рим. Женитьба на византийской царевнеСтраница 1
22 апреля 1467 года 27 летний великий князь остался вдовцом. Остро стал вопрос о повторной женитьбе, точнее о вариантах выгодного династического брака на фоне формировавшейся политической доктрины. И такой вариант вскоре был найден.11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол из Рима, некий грек Юрий от кардинала Виссариона. Он приехал к великому князю, чтобы предложить ему жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Предложение было очень заманчивым.
Со времен Батыева нашествия русские князья рассматривались европейским дворами как жалкие данники татар. «Максимум на что они могли рассчитывать в плане женитьбы, — пишет биограф Ивана Н. Борисов, - Рука желтоволосой литовской княжны или знатной татарки из Орды. И вот теперь князь Иван как жених вызвал интерес и у Рима и у византийского императорского дома в изгнании. Такой головокружительный план требовал всестороннего обсуждения и рассмотрения»… Брак обещал просто невероятные перспективы одному из потомков Рюрика на политическом поприще. Византийская Империя, центр мирового православия, пала под ударами турок и в 1453 году прекратила своё существование. Таким образом, породнившись с династией её последних «василевсов» — императоров, Великое княжество Московское юридически заявляло о своих правах на наследие Византии, на преемственность той роли духовного центра православия, которую эта держава когда-то играла в мире. Становясь родственником императоров Византии, Московский князь получал право законного преимущества во всей православной Ойкумене, с трудом державшейся под натиском Рима и мусульман. Право, которое, бесспорно, обеспечивало успех тем событиям, которые наполнили собой время его царствования. И то, что появление византийки в Москве предшествовало началу долгого, почти триумфального процесса «собирания», уже не кажется простым совпадением дат.
Ни в Риме, ни в Москве не питали никаких иллюзий относительно смысла предстоящего брака. Он был однозначно рассмотрен как проект политической перспективы, к тому же имевший подоплёку глубочайшего мистицизма. Папа Римский, одобряя этот брак, рассчитывал использовать Софью для утверждения католичества на Руси. На Москве же были абсолютно противоположные планы.
В Рим отправился представитель Ивана Ш, итальянец на русской службе Джан Баттиста делла Вольпе ( или Иван Фрязин, как его называли в Москве). В июне 1472 года в соборе Святого Петра в Риме Иван Фрязин обручился с Софьей от имени московского государя, после чего невеста в сопровождении пышной свиты отправилась на Русь. В октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. В тот же день в недостроенном ещё Успенском соборе состоялся обряд венчания. Греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской. С этим таинством венчания энергетика тысячелетней Восточной Империи перешла в другой город, наполняя собой её новое молодое тело. И эта мистическая реинкарнация теперь предельно чётко обозначало не только отдалённое будущее страны, но и определяло ближайшие действия князя, вдруг ставшего наследником Византии.
Непонятная «дикая» Московия, не принадлежащая ни Западу, ни Востоку, начинала стремительно выходить из глухих лесов окраины Европы на сцену уже мировой истории, меняя карту пространства Евразии, разворачивая его, как мощный магнит, в сторону одной географической точки – Москвы.
Петр
II (1727–1730)
В мае 1727 г. Россию ждало новое потрясение: Екатерина I умирает, и вновь встает вопрос о наследнике престола.
Смерти императрицы предшествовал и новый виток острой придворной борьбы. Казалось бы, расклад сил должен был быть таким же, как в январе 1725 года, но судьба в лице князя А.Д. Меншикова распорядилась иначе. В течение многих ле ...
Перед катастрофой
Теперь нам нужно вернуться в центральные области мусульманского мира – туда, где шумели многолюдные города, где поэты писали стихи и искусные ремесленники возводили дворцы, подобные луне и солнцу. Всё это – дворцы, искусства, торговля – всё это было порождено Сжатием, но то была лишь одна сторона действительности – потому что другой сто ...
Античные авторы о диктатуре Цезаря
Даная глава будет посвящена рассмотрению важнейших фактов биографии каждого античного автора, произведение которого можно считать источником по проблеме диктатуры Цезаря, на основе которых проясняется их мировоззрение.
Прежде всего, необходимо назвать самих тех авторов, сведения которых будут подвергнуты анализу: Марк Туллий Цицерон, Г ...

