Причина смутного времени
Страница 1

История » Смута на Руси » Причина смутного времени

Причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IV, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Первого сына, Ивана, он убил в припадке гнева, второй, Федор, был слабоумным, третий, Дмитрий, еще младенцем. Умирая, царь создал при Федоре Иоанновиче (1584-1598) регентский совет, куда входили Б. Я. Бельский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Н. Р. Юрьев и Б. Ф. Годунов [1. с. 84]. В первое время по смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя, Борису Годунову [3. с. 21].

Борис Годунов быстро освобождается от конкурентов. И. Ф. Мстиславский в 1585 г. постригся в монахи. Летом 1586 г. И. П. Шуйский (руководитель обороны Пскова), опираясь на преданных ему московских посадских людей, пытался совершить переворот и устранить Годунова, однако сам оказался в ссылке, где через несколько лет был умерщвлен. Борис Годунов стал фактическим правителем государства. У царя Федора не было детей (единственная дочь умерла еще в младенчестве), и казалось, что честолюбивому боярину остается один шаг до престола. Но на пути стояло препятствие – живущий в Угличе сын Ивана Грозного царевич Дмитрий [6. с. 166-167]. Как писал С. Ф. Платонов: «царевич Дмитрий Иванович был убиен от Данилы Битяговского повелением московского боярина Бориса Годунова» [7. с. 138]. В 1598 году после смерти царя Федора Земский собор избрал Бориса царем [6. с. 167].

26 февраля, в неделю Сыропустную Борис (1598-1605) въехал в столицу. Первые два года сего царствования казались лучшим временем России с XV века или с ее восстановления: она была на высшей степени своего нового могущества, безопасная собственными силами и счастьем внешних обстоятельств, а внутри управляемая с мудрою твердостью и с кротостью необыкновенною [2. с. 149, 193].

Среди естественного обилия и богатства земли плодоносной, населенной хлебопашцами трудолюбивыми; среди благословений долговременного мира, и в царствование деятельное, пала на миллионы людей казнь страшная: весною, в 1601 г., небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти недель непрестанно, так, что жители сельские пришли в ужас: не могли ничем заниматься, ни косить, ни жать; а 15 августа жестокий мороз повредил как зеленому хлебу, так и всем плодам незрелым [2. с. 201-202].

В результате неурожайных лет 1601-1603 гг., в стране развился страшный голод. Он продолжался три года и был усугублен циничной спекуляцией зерном. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба и организации общественных работ к успеху не привели. Только в Москве умерло 127 тыс. человек. Голод привел к взрыву социального недовольства и падению престижа Годунова [1. с. 84-85]. В 1601 г. в Речи Посполитой появился молодой человек по имени Григорий Отрепьев, монах, бежавший из России. Выходец из дворянской семьи, он был холопом Федора Никитича Романова – сына Н. Р. Юрьева. Когда в 1600 г. Годунов обвинил Романовых в заговоре и отправил в ссылку, Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета, Отрепьев постригся в монахи кремлевского Чудова монастыря. В Речи Посполитой он стал слугой крупного православного магната кн. Адама Вишнецкого и в 1603 г. открыл ему свою «тайну»: он не монах, а сын Ивана IV, чудом спасенный царевич Дмитрий [6. с. 170]. Перейдя в католичество и посулив польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) – Псков и Новгород, он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода в Москву. В 1604 г. с 4 тыс. поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское восстание и Лжедмитрий получил здесь необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство было уверено, что наконец-то появился «добрый царь», «спаситель» [1. с. 85].

Страницы: 1 2 3

Боярская Дума как сословный орган
Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые п ...

Взаимодействие финнов и других народов (культурная, бытовая сфера)
Наряду с русификацией коренного населения Ингерманландии наблюдался и обратный процесс: народы Ингерманландии оказывали большое влияние на русских, вследствие чего, что, в общем, естественно в таких случаях, менталитет русских переселенцев постепенно стал изменяться и походить на финско-ингерманландский. В свою очередь русские в Ингрии ...

Анализ причин краха столыпинских реформ
Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо б ...