Заключение

Итак, какой же вклад в развитие Тверского княжества внесли женщины тверского княжеского дома?

В период монголо-татарского ига, когда изменилась общая картина социально-правового положения женщин, их роль стала более страдательной и домашней. Это уже не женщины-воительницы, сопоставимые с княгиней Ольгой, а прежде всего матери, воспитательницы нового поколения мужчин князей и молитвенницы за своих мужей и сыновей. Даже сам брак между различными княжеским домами служил уже на благо княжества. А на чужбине тверские княжны хранили веру своих предков, как это делала великая княгиня Литовская Иулиания. Переезжая из Твери на другое место жительства тверские невесты несли традиции тверского княжеского дома. Породниться с Тверскими князьями считали за честь и в Москве, как это сделал князь Московский Симеон Иванович Гордый, взявший себе в жены Марию Александровну, внучку Михаила Ярославовича. И благодаря княгине Марии среди московских князей появляется имя Михаил, которого не знал московский княжеский дом.

Характерной чертой древнерусских княгинь, находивших в Твери свой новый дом, была верность традициям тверского княжеского рода. Это особенно ярко видно на примере благоверной Анны Кашинской.

Тверское княжество знало и активную деятельность своих княгинь. В 1363–1364 годах княгиня Елена, жена Василия Кашинского, младшего сына Михаила Ярославовича, ввязалась в усобицу между своим мужем и племянником Михаилом Александровичем Микулинским, пытаясь в соответствии с правом старшинства воспрепятствовать его вокняжению в Твери. Она же позднее, желая прекратить междуусобицу князей, после смерти сына Михаила в декабре 1373 года посоветовала своему внуку Василию признать Тверского князя.

Высокий престиж княжеского рода во многом определялся его женской половиной. Средневековью известны случаи, когда муж просто отсылал жену к ее отцу из-за неблаговидного поведения. Тверь никогда не ведала такого позора; более того, тверитянки не раз оказывались достойными управительницами чужих владений и вотчин, вдовствуя после смерти своих мужей. Портретных изображений тверитянок XIII–XV веков до нас не дошло. Но письменные источники сообщают, что тверитянки были очень красивы. И это была не только красота телесная, но и красота духовная, красота души славных тверских княгинь.

[1] Дмитрий (Симбиакин) архиепископ. Тверской патерик. Тверь, 1991.

[2] цит. по: Чернышев А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII - XV веков. Тверь, 1996, стр. 236.

Результаты реформы
Реформа 1861 года – первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило в будущем свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные труд ...

Правозащитная деятельность ученого
После издания статьи Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", к нему потянулись многие из тех, кто был оппозиционно настроен к советскому режиму и кто был готов участвовать в правозащитном движении. Фактически с этого времени правозащитное движение нашло в Сахарове своего идейного ...

Какие социальные слои внутри страны и за ее пределами поддерживали Лжедмитрия I и почему?
Лжедмитрий I 1602 бежал в Польшу, где обрел покровителя в лице кн. Адама Вишневецкого и Ежи (Юрия) Мнишека. Тайно перешёл в католичество. В марте 1604 король Сигизмунд III за согласие уступить Польше Северскую и Смоленскую земли, помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал поддержку Лжедмитрию. Тот обязался также ...