Заключение

Итак, какой же вклад в развитие Тверского княжества внесли женщины тверского княжеского дома?

В период монголо-татарского ига, когда изменилась общая картина социально-правового положения женщин, их роль стала более страдательной и домашней. Это уже не женщины-воительницы, сопоставимые с княгиней Ольгой, а прежде всего матери, воспитательницы нового поколения мужчин князей и молитвенницы за своих мужей и сыновей. Даже сам брак между различными княжеским домами служил уже на благо княжества. А на чужбине тверские княжны хранили веру своих предков, как это делала великая княгиня Литовская Иулиания. Переезжая из Твери на другое место жительства тверские невесты несли традиции тверского княжеского дома. Породниться с Тверскими князьями считали за честь и в Москве, как это сделал князь Московский Симеон Иванович Гордый, взявший себе в жены Марию Александровну, внучку Михаила Ярославовича. И благодаря княгине Марии среди московских князей появляется имя Михаил, которого не знал московский княжеский дом.

Характерной чертой древнерусских княгинь, находивших в Твери свой новый дом, была верность традициям тверского княжеского рода. Это особенно ярко видно на примере благоверной Анны Кашинской.

Тверское княжество знало и активную деятельность своих княгинь. В 1363–1364 годах княгиня Елена, жена Василия Кашинского, младшего сына Михаила Ярославовича, ввязалась в усобицу между своим мужем и племянником Михаилом Александровичем Микулинским, пытаясь в соответствии с правом старшинства воспрепятствовать его вокняжению в Твери. Она же позднее, желая прекратить междуусобицу князей, после смерти сына Михаила в декабре 1373 года посоветовала своему внуку Василию признать Тверского князя.

Высокий престиж княжеского рода во многом определялся его женской половиной. Средневековью известны случаи, когда муж просто отсылал жену к ее отцу из-за неблаговидного поведения. Тверь никогда не ведала такого позора; более того, тверитянки не раз оказывались достойными управительницами чужих владений и вотчин, вдовствуя после смерти своих мужей. Портретных изображений тверитянок XIII–XV веков до нас не дошло. Но письменные источники сообщают, что тверитянки были очень красивы. И это была не только красота телесная, но и красота духовная, красота души славных тверских княгинь.

[1] Дмитрий (Симбиакин) архиепископ. Тверской патерик. Тверь, 1991.

[2] цит. по: Чернышев А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII - XV веков. Тверь, 1996, стр. 236.

Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известн ...

Среднее царство
С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н.э. продолжается эпоха Среднего царства. Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипет ...

Этапы формирования кооперативного законодательства. Разработка Положений об учреждениях мелкого кредита
Работы по созданию проекта законов об учреждениях мелкого кредита начались в Министерстве финансов, являвшимся средоточием реформаторских сил во главе с С.Ю. Витте. По мнению финансового ведомства, источники средств кредита не должны ограничиваться фондами государственного банка. Активная роль в мобилизации частных средств должна отводи ...