Восточные славяне

Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорили на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью.

Во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившиеся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе – греки, италики. Прародина славян – широкая область от верховьев рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.

Предки славян – праславяне – занимались земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие стало основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевали выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко изменило их быт, и позволило успешнее осваивать природу, а также вести оборонительные и наступательные войны. Военные нападения заставляли славян создать союзы племен, первый из которых относится к 4 – 5 вв. до н.э.

В землях славян, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов.

Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой вид охоты. Как добыча пушного зверя.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей.

Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена.

Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь».

В марте праздновался приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления.

Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями».

Становление русского государства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или «Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв.
Основные тенденции в социально-экономическом развитии России в пореформенный период. Причины и особенности формирования общественно-политических движений в пореформенный период. Буржуазно-либеральное и земское движение. Правительственная идеология. Народничество: идеология и движение. Концепции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачев ...

Голод 1946-1947 годов в Сибири.
Сельское хозяйство Сибири после Великой отечественной войны оказалось в тяжелейшем положении. Из сибирской деревни в военные годы было выжато все до последней капли. Село отдало фронту работников-мужчин, технику, лошадей. В промышленность были мобилизованы тысячи молодых людей. Деревня была обескровлена. Сократились посевные площади, ух ...

Земства
Сто­лы­пин вы­со­ко оце­ни­вал роль земств и по­это­му на­ме­чал рас­про­стра­нить зем­ские уч­ре­ж­де­ния на мно­гие гу­бер­нии, где они не дей­ст­во­ва­ли по це­ло­му ря­ду при­чин, и под­вес­ти под них фун­да­мент в ви­де во­ло­ст­но­го зем­ст­ва на сме­ну от­жив­ших свой век во­ло­ст­ных схо­дов. Сто­лы­пин со­вер­шил серь­ез­ную о ...