Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата
Страница 1

История » Социально-политические взгляды Ж.П. Марата » Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 г. в городке Будри, в княжестве Невшатель - владении прусского короля Фридриха II. В семье, где Жан Поль оказался вторым ребенком, всего было семеро детей: четыре сына и три дочери. В 16 лет Жан Поль покидает семью, получив заманчивое предложение от жены богатого судовладельца поступить к ней на службу в качестве воспитателя своих детей.

Возможность повидать мир, выбраться из глухой провинции, какой было княжество Невшатель, жить и постигать науку в знаменитом городе Франции - Бордо, служившем для нее окном в мир, не могла не увлечь честолюбивого юношу. Но в Бордо Марат ужился только два года. Все свободное время уходило у него на самообразование. Он хочет стать медиком. В 1762 году Марат переселяется в Париж и упорно продолжает свои научные занятия. К концу пребывания в Париже он уже имеет пациентов.

Но медицина не единственный объект неутолимой жажды познания молодого Марата, перебивающегося с хлеба на воду. Его любознательность охватывает философию, историю, литературу, точные науки, особенно физику и химию. Естественно, что самообразование позволяет достичь наибольших успехов в гуманитарных областях. Читает больше всего французов, и когда появятся вскоре его собственные сочинения, то в них преобладает чисто французская тематика, сама манера, не говоря уже о ссылках на французских писателей и мыслителей. Властителями дум, наставниками Марата были Монтескье и Руссо. Особенно второй, важнейшие труды которого как раз выходили в свет во время жизни Марата в Париже: "Новая Элоиза" в 1761 году, "Эмиль" и "Общественный договор" в 1762 году.

А вот французские материалисты, энциклопедисты не только не привлекали его, но вызвали решительную антипатию. Причина очевидна. Он остался верующим, точнее деистом в духе Руссо, а Дидро, д'Аламбер, Гольбах, Гельвеции были воинствующие, атеисты. Они были неприемлемы для него и по социальным, политическим мотивам. Их идеал - конституционная, просвещенная монархия, дарующая реформы сверху. Но и сознании Марата уже созрели демократические пристрастия. Он подходит к идее революционного свержения тирании, хотя тоже остается монархистом.

Все говорит о том, что Марат действительно вел подвижническую жизнь, стремясь стать всесторонне образованным человеком. С наивной гордостью он заявляет: "Мне кажется, что я исчерпал почти все, что человеческий разум сделал в области морали, философии, политики, чтобы извлечь все лучшее"[1]. Фактически Марат стремился объять необъятное, и это стремление привело к тому, что он имел крайне слабое представление об экономике, да и о философии, которую якобы он "исчерпал".

К таким результатам его привела довольно своеобразная методика, которой он настойчиво следовал. Суть ее состояла в том, чтобы найти какой-то совершенно нетронутый сектор знаний, где он надеялся заполнить пустоту великими открытиями. Поэтому он берется за одно, затем его бросает, устремляется к другой цели, и такое хаотическое метание сводилось к довольно поверхностному образованию.

В конце концов, Марат все больше склоняется к медицине как к наиболее верному пути к достижению славы. Марат решает стать новым Гиппократом. При этом он не пытается идти обычным проторенным путем. Он мечтает о славе и стремится достичь ее быстро. И тогда он принимает решение уехать в Англию.

Конечно, Англия в то время действительно превосходила Францию в науке и вообще в глазах многих французов не без основания выглядела самой передовой страной. В 1765 году Марат покидает Париж, чтобы вернутся сюда только через одиннадцать лет, в 1776 году.

Переезд Марата в другую страну был отчаянно смелой авантюрой, если учесть его скудные финансовые ресурсы, вернее их полное отсутствие. К счастью в Лондоне нашлись люди, которые его поддержали. В течение двух лет пребывания в Ньюкасле он приобрел авторитет хорошего врача.

Но вскоре Марат забывает свои медицинские увлечения и начинает страстно интересоваться политикой. Марат приехал в Англию, проникнутый предубеждением против укоренившейся среди французов англомании. Тем более что его духовный кумир Жан-Жак Руссо яростно опровергал распространенное еще Вольтером восхищение английской конституционной монархией. И как раз в то время, когда судьба занесла Марата в Лондон, он воочию увидел прославленный остров свободы и либерализма в крайне неприглядном облике возрождения королевского деспотизма.

Повсюду возникают народные волнения, создаются политические клубы и общества. Ньюкасл, где жил Марат, тоже охвачен движением. Марат с энтузиазмом бегает по митингам, забывает все свои дела ради участия в заседаниях клубов.

Главное, что дала Марату Англия, - это политическая школа, опыт, урок. Вся последующая деятельность Марата подтвердит это. Именно в Англии Марат окончательно вырабатывает главные принципы своей политической философии, которая действительно делает его оригинальным. Правда, лишь по сравнению с другими деятелями Французской революции, многие из которых воспринимали английский опыт со стороны, из-за Ла-Манша. Марат - единственный среди них, близко, непосредственно не только наблюдавший, но и участвовавший в английской политической жизни.

Страницы: 1 2

Начало 15 века
Сын Мурада Баязет (1389-1402) женился на дочери Лазаря и этим приобрёл формальное право вмешиваться в решение династических вопросов в Сербии (когда Стефан, сын Лазаря, умер без наследников). В 1393 г. Баязет взял Тырново (он задушил болгарского царя Шишмана, сын которого спасся от гибели принятием ислама), завоевал всю Болгарию, Валахи ...

Политическая карьера Столыпина
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государс ...

Должность диктатора в Риме до Цезаря
Интерес к личности Цезаря находился в прямо пропорциональной зависимости от общего внимания к античности в целом. В середине века изучению античности уделяли недостаточное внимание, главным образом в связи с историей первоначального христианства. В Цезаре же в то время видели, прежде всего, некое олицетворение абсолютной императорской в ...