Развитие духовной культуры в крае
Страница 1

История » Развитие марийского края в 19 веке » Развитие духовной культуры в крае

В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые — в каждом уездном центре со сроком обучения 2 года. Первое малое народное училище было открыто в Козьмодемьянске в 1791 году. В нем работал один учитель, и обучалось 24 ученика. Это была первая светская /нецерковная/ школа в Марийском' крае. Здесь обучали русской грамматике и математике. Детей марийской национальности не было.

В начале XIX века вновь созданное Министерство народного образования всю страну разделило на 6 учебных округов, в каждом из них учреждался университет. В Казанский учебный округ вошли губернии: Казанская, Нижегородская, Вятская, Пензенская, Астраханская, Саратовская, Симбирская, Оренбургская, Пермская. В округе имелись гимназии. Кроме двухклассных уездных училищ в каждом церковном приходе открывались приходские училища, где давались элементарные навыки грамоты, первые действия арифметики, дети обучались письму, чтению, учили закон божий и нравоучения. Козьмодемьянское малое училище в 1818 году было преобразовано в уездное. Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 года, где обучение было организовано и на родном языке учащихся. Инициатором его создания был священник местной церкви Я. А. Смирнов, дед будущего народного просветителя, всемирно известного ученого И. Н. Смирнова. Немалую помощь оказал профессор Казанского университета П. С. Кондырев, который на собственные средства приобрел учебники, учебные пособия и передал их Моркинскому училищу.

В этом же году приходское училище было открыто в селе Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда, в 1825 г.— в Царевококшайске, в 30—е годы— в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Токтай—Беляке, Отарах, Юледуре; в 40-е годы— в Старом Торъяле, Верхушнуре, Тумьюмучаше и др. В последующие годы открывались новые училища, но обучение велось на русском языке. Появляются классы марийского языка в Чебоксарском и Казанском уездных училищах.

В уездах края с татарским населением при каждой мечети имелись школы 1 ступени /мектебе/, реже — 2 —й ступени /медресе/. Ученики в этих школах изучали Коран и заучивали его. Создание школ для «инородцев» было поручено правительством Удельному ведомству и Министерству государственных имуществ. Но и в таких школах /они назывались удельными/ преподавание велось на русском языке. Первая удельная школа для детей мари была открыта в 1842 году в деревне Вараксино /сейчас — это район Йошкар-Олы/. Постепенно из — за отсутствия средств эти школы закрывались.

В 60 —е годы XIX столетия начальные училища были переданы земствам — органам местного самоуправления, поэтому школы стали называть земскими. Земства прилагали много усилий для строительства школьных зданий, приобретения наглядных пособий, книг. К началу XX века в крае стали преобладать земские училища, большая часть которых — с трехлетним сроком обучения. В училищах придавалось большое значение обучению детей чтению, письму, арифметике, нередко — ремеслам. В процессе учебы применялись передовые педагогические методы.

В 60 —е годы XIX века стало большое внимание уделяться обучению нерусских народов Поволжья. Широко обсуждался вопрос об использовании родного языка в учебном процессе школы. Марийский просветитель С.А.Нурминский предлагал вести обучение на первых порах на родном языке. Для этого нужно было помочь национальной школе в подготовке необходимых учебников, пособий, создании алфавита и т. д.

С предложением «новой системы просвещения инородцев» выступил Н. И. Ильминский. Он предложил обучать детей на родном языке. Обращалось внимание на подготовку учителей из числа самих инородцев, на издание необходимой учебной литературы. Но Ильминский настаивал на открытии православно — миссионерских школ и предлагал главное внимание уделять таким учебным предметам, как Закон Божий, церковное пение. Для претворения этих идей в Казани было создано «Братство святителя Гурия». Оно открывало для детей «инородцев» школы с родным языком обучения, были подготовлены учебники на марийском языке, специальные пособия для обучения детей мари русскому языку. Все это повышало интерес крестьян к учебе в школе.

Открываются марийские школы и на территории Уфимской губернии — Арланская, Ишимовская, Нижне — Качмашевская и другие.

Система Ильминского сыграла положительную роль, она содействовала приобщению нерусских народов к передовой русской культуре и формированию национальной интеллигенции. Специальных средних и иных профессиональных учебных заведений в крае было мало. В начале XX века кроме гимназий /мужской и женской/ в Козьмодемьянске и Царевококшайске, были открыты Царевококшайские трехгодичные смешанные педагогические курсы /в дальнейшем учительская семинария/, была основана ремесленная школа. В Козьмодемьянске открывается школа инструкторов по производству струнных музыкальных инструмеитов, практическая школа садовых рабочих. В Нартасе Уржумского уезда создается низшая сельскохозяйственная школа с подготовительным классом. В 1923 г. школа была преобразована в сельскохозяйственный техникум.

Страницы: 1 2

Разметка внешней части курганных могильников. Общие сведения
Курган — это погребальное сооружение, имеющее обязательно две части: внешнюю, заметную на поверхности, и внутреннюю. Как наружное, так и внутреннее устройство курганов весьма разнообразно. Курганы в виде холма из земли или камней, сплошь каменные или дерновые, широко распространены в нашей стране. Обычно они встречаются группами. Курга ...

Реформы Избранной Рады
После пожара и народного восстания 1547 года перед царём и его окружением встал вопрос о необходимости скорейших преобразований. Около 1549 года вокруг Ивана IV сложился совет близких к нему людей (Избранная Рада – как называл его А. Курбский). Это был совещательный орган, решавший вместе с царём все наиболее важные вопросы управления г ...

Экономика США на данном этапе.
Современные США - сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средства международного влияния. Американская модель экономического роста использовалась как образец ...