Освободительное движение на западноукраинских землях. Положение народных масс и их борьба за социальное и национальное освобождение
Страница 1

История » Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах » Освободительное движение на западноукраинских землях. Положение народных масс и их борьба за социальное и национальное освобождение

Народные массы западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, находились под особенно жестоким феодально-крепостническим гнетом, который обрек бедноту на нужду, голод и вымирание. Свыше четырех пятых своих доходов крестьяне были вынуждены отдавать помещикам, духовенству, государству в форме различных повинностей (дань помещикам натурой либо деньгами, пропинация, церковная десятина, государственные налоги, дополнительная повинность по строительству, ремонту дорог, мостов, плотин и т. п.). На практике ни один помещик не придерживался какой-то определенной нормы барщины. Одновременно применяя различные формы усиления эксплуатации крепостных крестьян, помещики иногда увеличивали барщину до семи дней в неделю. Естественно, у крестьян не хватало времени для обработки своих собственных небольших земельных участков.

Важным источником обогащения помещиков и феодального государства оставалось производство спирта, большая часть которого перерабатывалась на водку, а ее были обязаны покупать у барина феодально зависимые от него крестьяне. Не удивительно, что на каждого жителя Восточной Галиции в возрасте свыше 14 лет вырабатывалось 14 литров водки, а мяса — менее 5 килограммов в год.

Крестьяне-украинцы, составлявшие большинство населения западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, упорно боролись против феодальной эксплуатации вместе с польской и венгерской беднотой, жившей на той же территории. К единению народов в освободительной борьбе, а также к укреплению общественно-политических и культурных связей с трудящимися большей части Украины в составе Российского государства призывали передовые общественные деятели западноукраинских земель. Революционным лозунгом во второй половине 40-х годов здесь стал призыв: «Если хотим вооружиться силой, давайте прислушаемся к громогласному Шевченко!» Революционные произведения гениального поэта распространялись в рукописных списках среди демократически настроенной общественности.

Активно пропагандировали освободительные идеи деятели основанного в 30-х годах во Львове демократически-просветительского кружка «Русская троица» М.С. Шашкёвич, Я.Ф. Головацкий, И.Н. Вагилевич. Они напечатали на украинском языке антикрепостнические и антимонархические литературно-художественные альманахи «Русалка Днестровая» и «Венок русинам на обжинки». В помещенных там народных песнях, думах, сказках, стихотворениях, публицистических и научно-исторических произведениях провозглашалась идея единства западно-украинских земель и всей территории Украины в составе России, идея нерушимого братства с русским народом. Альманахи указывали на необходимость изучения исторического прошлого: ведь из него «узришь, как твои отцы, твои деды жили, что делали, что их веселило, радовало, а что печалило . как думали . что их вдохновляло на активные действия, а что у них силу отнимало, каков их язык, какова беседа, какова их душа, каково сердце .»

Подъему национального самосознания служила и популяризация «Русской троицей» единства могучего Древнерусского государства, столица которого Киев и в последующие века оставался центром политической, социально-экономической и культурной жизни всех земель Южной Руси (позднее Украины). Воспевались героические подвиги запорожских казаков при защите родной земли от иноземных захватчиков, освободительная война украинского народа в 1648— 1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. В частности, деятели «Русской троицы» отмечали стремление воссоединить с Россией как восточноукраинские, так и западноукраинские земли. Демократы-просветители призывали западноукраинских общественно-политических и культурных деятелей укреплять связи с коллегами на Украине в составе России.

Страницы: 1 2

Тибет
Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть в котором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма. Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в р ...

Свержение самодержавия.
В то время как буржуазия готовилась к дворцовому перевороту во имя продолжения войны ,,до полной победы”, рабочие и солдатские массы, чувствуя на себе всю тяжесть последствий войны, также поднимались для борьбы с самодержавием. Но их требования шли гораздо дальше умеренных ,,реформ”, выдвинутых в программе прогрессивного блока. Буржуази ...

Первые киевские князья
Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить ...