Освободительное движение на западноукраинских землях. Положение
народных масс и их борьба за социальное и национальное освобождениеСтраница 1
Народные массы западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, находились под особенно жестоким феодально-крепостническим гнетом, который обрек бедноту на нужду, голод и вымирание. Свыше четырех пятых своих доходов крестьяне были вынуждены отдавать помещикам, духовенству, государству в форме различных повинностей (дань помещикам натурой либо деньгами, пропинация, церковная десятина, государственные налоги, дополнительная повинность по строительству, ремонту дорог, мостов, плотин и т. п.). На практике ни один помещик не придерживался какой-то определенной нормы барщины. Одновременно применяя различные формы усиления эксплуатации крепостных крестьян, помещики иногда увеличивали барщину до семи дней в неделю. Естественно, у крестьян не хватало времени для обработки своих собственных небольших земельных участков.
Важным источником обогащения помещиков и феодального государства оставалось производство спирта, большая часть которого перерабатывалась на водку, а ее были обязаны покупать у барина феодально зависимые от него крестьяне. Не удивительно, что на каждого жителя Восточной Галиции в возрасте свыше 14 лет вырабатывалось 14 литров водки, а мяса — менее 5 килограммов в год.
Крестьяне-украинцы, составлявшие большинство населения западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, упорно боролись против феодальной эксплуатации вместе с польской и венгерской беднотой, жившей на той же территории. К единению народов в освободительной борьбе, а также к укреплению общественно-политических и культурных связей с трудящимися большей части Украины в составе Российского государства призывали передовые общественные деятели западноукраинских земель. Революционным лозунгом во второй половине 40-х годов здесь стал призыв: «Если хотим вооружиться силой, давайте прислушаемся к громогласному Шевченко!» Революционные произведения гениального поэта распространялись в рукописных списках среди демократически настроенной общественности.
Активно пропагандировали освободительные идеи деятели основанного в 30-х годах во Львове демократически-просветительского кружка «Русская троица» М.С. Шашкёвич, Я.Ф. Головацкий, И.Н. Вагилевич. Они напечатали на украинском языке антикрепостнические и антимонархические литературно-художественные альманахи «Русалка Днестровая» и «Венок русинам на обжинки». В помещенных там народных песнях, думах, сказках, стихотворениях, публицистических и научно-исторических произведениях провозглашалась идея единства западно-украинских земель и всей территории Украины в составе России, идея нерушимого братства с русским народом. Альманахи указывали на необходимость изучения исторического прошлого: ведь из него «узришь, как твои отцы, твои деды жили, что делали, что их веселило, радовало, а что печалило . как думали . что их вдохновляло на активные действия, а что у них силу отнимало, каков их язык, какова беседа, какова их душа, каково сердце .»
Подъему национального самосознания служила и популяризация «Русской троицей» единства могучего Древнерусского государства, столица которого Киев и в последующие века оставался центром политической, социально-экономической и культурной жизни всех земель Южной Руси (позднее Украины). Воспевались героические подвиги запорожских казаков при защите родной земли от иноземных захватчиков, освободительная война украинского народа в 1648— 1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. В частности, деятели «Русской троицы» отмечали стремление воссоединить с Россией как восточноукраинские, так и западноукраинские земли. Демократы-просветители призывали западноукраинских общественно-политических и культурных деятелей укреплять связи с коллегами на Украине в составе России.
Восстановление и укрепление материально-технической базы.
Голод 1946 -1947 гг. наглядно продемонстрировал руководству СССР, что аграрный сектор экономики является самым слабым звеном социалистического хозяйства.
Необходимо было наладить техническую оснащенность сельского хозяйства, которая была сильно подорвана. Основным звеном восстановления в мирных условиях становилось укрепление его машин ...
Упадок буддизма и торжество индуизма
Первые века I тысячелетия были временем массового распространения в Индии буддизма, а также джайнизма, занявшего наиболее прочные позиции в Южной Индии. Однако ни одно из течений буддизма, ни джайнизм не могли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые для древности мы объединяем под названием б ...
Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение
В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия.
Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того врем ...