История Месопотамии: Шумер, Вавилон и Ассирия
Страница 1

История » Евразия как специфическая цивилизация » История Месопотамии: Шумер, Вавилон и Ассирия

Теперь рассмотрим историю Месопотамии. Самую древнюю принято делить на Протописьменный (2900–2750 до н.э.) и Раннединастический периоды (2750–2310 до н.э.), государство Саргонидов (2310–2200 до н.э.) и 3‑ю династию Ура (2111–2008 до н.э.). На рубеже тысячелетий произошло вторжение племён амореев – пастушеских племён западных семитов, шумерский язык окончательно стал мёртвым, хотя до конца III тысячелетия он оставался языком письменности (канцелярские тексты и надписи велись на нём). В последующий период главное значение среди городов Месопотамии приобретает Вавилон, возникают аморейские династии в большинстве месопотамских городов, семитоязычное население становится господствующим в Месопотамии. Шумерский период в истории Месопотамии закончился, таким образом, на стыке тысячелетий; далее в Месопотамии возникли два новых мощных политических центра: Вавилон и Ассирия, выросшая на базе Ашшура – небольшого торгового города, разбогатевшего на торговле с хеттами и восточным Средиземноморьем. Борьбой между этими двумя новыми центрами Месопотамии заполнен практически весь период между концом 3‑й династии Ура и образованием Персидской державы – почти 1500 лет – от 2005 года до 539 года до нашей эры. Таким образом, историю древней Месопотамии можно поделить на две части: III тысячелетие – Шумерская история, II‑ое и первая половина I тысячелетия до нашей эры – Вавилоно-Ассирийская история, предстающая как второй виток цивилизационного этногенеза на месопотамских землях. История Шумера представляет первый.[19]

Разделение витков этногенеза на территории Месопотамии не вызывает особых трудностей в отличие от Египта, где такое разделение мы провели, базируясь в основном на косвенных данных (перенос столицы, распад централизованного государства без видимых причин), а не на прямых, связанных с изменением языка. Именно изменение языка проживающих на данной территории людей и может служить основным индикатором начала нового витка этногенеза, при этом изменение обычно не происходит мгновенно, а может затянуться на несколько веков. На территории Месопотамии такое изменение произошло в явном виде, хотя процесс вытеснения шумерского языка семитскими продолжался очень долго.

К этому изменению приплюсовываются изменения в территориально-политической структуре и в политико-культурных институтах (которые будут разобраны нами далее), что даёт практически полный перечень цивилизационных изменений, позволяющих говорить о смене цивилизации. Здесь мы сделаем небольшое отступление от рассматриваемой темы и обсудим вопрос об основных факторах любой цивилизации.

Первоначальным толчком к появлению цивилизаций стала задача создания искусственной среды для выживания в изменившихся природных условиях, которые стали почти экстремальными – пустыня наступала на собирателей-охотников, это был «Вызов» невиданной силы в истории человечества, но и «Ответ» получился выдающимся – возникли первые цивилизации. Далее человечество двинулось по пути создания других творений собственных рук и мозга: государства, письменности, технических изобретений; природная среда постепенно, очень медленно отдавала свой контроль над человеческой жизнедеятельностью самому человеку.

Первые речные цивилизации возникли не просто на базе земледелия как основной деятельности, а на базе ирригационного земледелия, требующего координации усилий большого количества людей.

В Месопотамии речная география не являлась «монополией» какой-то одной реки, и здесь со временем возникла существенно отличающаяся от египетской социальная и политическая структура.

Цивилизованный мир постоянно расширялся в течение всей дохристианской эры, а в христианскую эру церковь и образцы германской государственности, возникшие на обломках Римской империи, проникли на север Западной Европы и в Восточную Европу, цивилизовав эти территории. Первоначальным источником этого распространения государственности стал Шумер.

Обширное государство возникло в Месопотамии лишь на рубеже XXIV и XXIII веков до нашей эры и связано оно было с именем Саргона Древнего (2316–2261 до н.э.). До него в Месопотамии возникали лишь военные союзы нескольких номов, обычно под предводительством сильного лугаля (военачальника).

Страницы: 1 2

Тобольское заключение после Октябрьского переворота.
Об октябрьской революции Тобольск узнал лишь через две недели после переворота, сущность же происходивших событий была им уяснена гораздо позже. Объяснялось это общеполитической обстановкой того момента. Долгое время аппарат связи – телеграф и железные дороги – находился под влиянием организаций, бывших против большевиков. ,,Викжель” – ...

Политические взгляды революционера
Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западны ...

Возникновение государства на Руси
В IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече — собрание всех его свободных членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы ...