Развитие культуры. Просвещение и наука
В первой половине XIX в. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Одессе, Нежине, гимназий в Полтаве, Харькове, Одессе и ряде других городов значительно расширились возможности получить среднее и высшее образование для детей привилегированных классов и сословий.
В крайне запущенном состоянии находилось просвещение народных масс на западноукраинских землях, захваченных Австрийской империей. Церковь, которой подчинялись все начальные школы, главное внимание уделяла изучению основ религии. Но и таким «просвещением» в 40-х годах XIX века было охвачено только 14 процентов детей школьного возраста.
Правящие круги как австрийской, так и российской монархий тормозили развитие науки, но остановить ее движение вперед не могли. В 40-х годах XIX в. в Киеве начала работать Временная комиссия для разбора древних актов. Она собирала, изучала и публиковала документы об историческом прошлом Украины. Сотрудником комиссии был и Т.Г. Шевченко. По ее поручению он совершал поездки, во время которых зарисовывал и описывал археологические находки и древние архитектурные сооружения. На основе революционно-демократических убеждений поэт в своих произведениях осмысливал события отечественной и зарубежной" истории, клеймил реакционных историков, которые защищали царизм и пытались опорочить освободительную борьбу украинского народа, призывал крепить единство украинских и русских трудящихся в борьбе против феодально-крепостнического строя.
В это время известный русский и украинский историк Н.И. Костомаров издал свои труды «Богдан Хмельницкий» и «Бунт Стеньки Разина», в которых заметно политическое влияние сочинений Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского, общение с этими известными социал-демократами.
Выдающийся ученый-славист, профессор Харьковского университета И.И. Срезневский составил и издал историко-фольклористический сборник «Запорожская старина». Вошедшие в него украинские народные песни и думы (с обстоятельными объяснениями) проникнуты идеей нерушимого братского единения украинского и русского народов. Срезневский одним из первых прогрессивных деятелей русской культуры выступил в прессе за развитие украинского языка, за его использование в литературе, печати, науке.
Первый ректор Киевского университета, разносторонний ученый М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинских народных песен. Он же был автором двухтомного учебника ботаники, по которому учились студенты всей страны. Так же использовалось трехтомное издание «Курса математики», подготовленное профессором Харьковского университета Т.Ф. Осиповским.
Ученым с мировым именем стал выпускник Харьковского Университета, уроженец Полтавщины гениальный математик М.В. Остроградский. После усовершенствования своих знаний в Париже он всю жизнь работал в Петербурге, где его избрали академиком Академии наук. М.В. Остроградский, как и Максимович, был товарищем Т.Г. Шевченко, разделял его взгляды, подвергался полицейским преследованиям. Основатель Харьковского университета В.Н. Каразин создал неподалеку от Харькова первую на Украине метеорологическую станцию.
Вариативность
развития Западной Европы в послевоенный период. Альтернативы и
механизм выбора варианта развития послевоенной Европы
В основе эволюции идеи «единой Европы» от мечты и утопических проектов, выношенных одиночками, к идейному движению и политическому проекту лежит многовековой опыт сосуществования нескольких десятков народов, которые разместились на пространстве, составляющем чуть больше 7 % заселенной территории Земли.
Два первых дошедших до нас тракта ...
История Халифата
После смерти Мухаммеда собравшаяся толпа верующих избрала «халифом», «заместителем пророка», его старого сподвижника Абу Бекра. Благочестивому Абу Бекру было уже за 60; когда‑то он был богатым купцом и растратил всё своё состояние, помогая верующим, а теперь, став «халифом», по‑прежнему торговал одеждой на базаре и сам пас с ...
Новое царство
С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575-1087 гг. до н.э.).
В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Это был второй золотой век Египта.
Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египт ...

