Перестройка высших органов государственной власти и управления Украины в связи с созданием СССР

История » Украина и создание СССР » Перестройка высших органов государственной власти и управления Украины в связи с созданием СССР

Структуру органов власти в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. К высшим органам власти и управления относились Всеукраинский съезд советов, ВУЦИК, Президиум ВУЦИКа и СНК.

Всеукраинский съезд советов рассматривал важнейшие вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, культурного строительства и т.д. Его решения имели высшую юридическую силу. С 1926 г. изменилась периодичность созыва Всеукраинских съездов советов. Теперь они собирались не ежегодно, а один раз в два года.

Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК) был высшим органом власти в период между Всеукраинскими съездами советов. После принятия Конституции СССР 1924 г. полномочия ВУЦИКа регулировались Положением о ВУЦИКе от 12 октября 1924 г. Оно определяло порядок избрания ВУЦИКа, срок полномочий, периодичность созыва сессий (трижды в год).

В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти УССР был Президиум ВУЦИКа. Его деятельность, состав регулировались Указом о порядке работы Президиума ВУЦИКа от 1 июля 1926 г. Указ предусматривал создание Малого Президиума ВУЦИКа, который играл роль внутреннего вспомогательного органа. Он готовил вопрос на заседания Президиума, организовывал их проведение.

В связи с принятием Конституции СССР 12 октября 1924 г. было утверждено новое Положение о Совете Народных Комиссаров УССР. Положение подробно определяло состав СНК, в который входили председатель, его заместители, председатель Высшего совета народного хозяйства, уполномоченные наркоматов СССР при УССР, народные комиссары. Тенденция к созданию командно-административной системы привела к усилению исполнительной власти за счет законодательной. СНК получил право рассмотрения и решения важнейших общегосударственных вопросов, в том числе и принятия нормативных актов.

Центральное управление в отдельных сферах деятельности государства осуществляли народные комиссариаты.

В Украине по Конституции 1919 г. функционировало 16 народных комиссариатов. После принятия Конституции СССР 1924 г. народные комиссариаты были поделены на общесоюзные, объединенные и самостоятельные (культурные). Фактически в ведении УССР было 6 самостоятельных, или культурных наркоматов – внутренних дел, земледелия, юстиции, образования, охраны здоровья, социального обеспечения. Объединенные наркоматы УССР находились в двойном подчинении: соответствующему объединенному наркомату СССР и ВУЦИКу УССР. Всего было 5 объединенных наркоматов – Высший совет народного хозяйства, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли. К общесоюзным наркоматам относились: военно-морской, внешней торговли, иностранных дел, почты и телеграфа, путей сообщения. 12 октября 1924 г. было утвержденное Общее положение о народных комиссариатах УССР. В 1927–1929 гг. был принят ряд положений об отдельных наркоматах, в которых четко определялись права, обязанности и структура наркоматов.

Полезные ископаемые и промышленность
Говорить о промышленности в Османской империи до XIX в. конечно нельзя. Здесь более уместен термин «ремесла», за исключением металлургии. а) Металлургия Подземные богатства принадлежат государству, которое передает свои права амилям и назначает управляющих (эмии) для того, чтобы они контролировали и координировали деятельность частных ...

Революция в Венгрии (23 октября 1956 г. – январь 1957 г.)
После разоблачения культа Сталина на ХХ съезде КПСС в Венгрии начались многотысячные демонстрации под антисталинскими лозунгами. Значительную роль в развитии народного движения сыграл «клуб Петефи», объединивший оппозиционно настроенных писателей и других представителей творческой интеллигенции. 18 июля 1956 года был вынужден уйти в отс ...

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
После отмены статей Парижского мирного договора 1856 года о нейтрализации Черного моря Россия получила возможность действовать более активно в восточном вопросе. Не ставя задачу захвата Константинополя и проливов, царское правительство пыталось укрепить свои позиции в этом регионе путем экономического и политического проникновения на Ба ...