Подготовка и принятие Нормальных уставов потребительских обществ

История » Российская кооперация накануне первой мировой войны » Подготовка и принятие Нормальных уставов потребительских обществ

После голода 1891 г. правительство под влиянием усилившегося кооперативного движения больше всего опасалось, что общества потребителей выйдут из-под контроля и будут содействовать общественно-политической организации населения, росту оппозиционных настроений. Эти опасения нашли отражение в первом «нормальном» уставе потребительских обществ, разработанном Министерством внутренних дел и утвержденном 13 мая 1897 г.

С этого времени начинается новый период в истории правового оформления потребительской кооперации. Устав расширял деятельность обществ и их операции, но в то же время ужесточал административный контроль над ними и почти лишал их всякой кредитоспособности.

Создание кооперативов и их деятельность отдавались на усмотрение губернаторов, что, с одной стороны, несколько децентрализовывало всю процедуру утверждения потребительских обществ и ускоряло ее, а с другой, фактически отдавало судьбу кооперативов на усмотрение местной администрации. Губернатор в любое время мог провести ревизию дел общества, «если им будут получены сведения о беспорядках в обществе или нарушении устава», наконец, общество могло быть закрыто по распоряжению министра внутренних дел1. Несмотря на это, развитие потребительской кооперации вступило в новую стадию. После принятия устава наблюдается быстрый рост обществ потребителей. «Имея намерение обезвредить кооперативное движение в области потребления», правительство разработало в 1911 г. проект нового «Нормального устава».

Новый проект не только оставлял в силе старую разрешительную систему, но «для обществ, образуемых в среде служащих государственных учреждений, на казенных и частных железных дорогах» требовалось еще утверждение высшей властью. Проект предусматривал расширение хозяйственной деятельности потребительских обществ и предоставлял право «сбыта изделий и продуктов хозяйства своих членов, а также помещать сбережения в торговое дело для получения прибыли». В то же время им запрещалась организация собственного производства. Проект разрешал обществам только «материальную деятельность» и запрещал культурно-просветительную.

Наконец, в новый проект было внесено совершенно чуждое кооперации национальное начало. Так, примечание к параграфу 2 указывало: «Приобретение обществом в собственность, срочное владение или пользование недвижимым имуществом в местностях, где таковое приобретение запрещается законом иностранцам или лицам иудейского вероисповедания, допускается не иначе, как с нового разрешения. Если же в уставе общества есть пункт, что в составе его не принимаются лица иудейского вероисповедания и иностранные подданные, то такового разрешения не требуется». Параграф 35 нового устава требовал, чтобы «в местностях вне черты еврейской оседлости в составе правления не избирать более 50% евреев».

Новый проект устава потребительских обществ встретил сопротивление кооператоров и депутатов Государственной Думы. Однако правительство провело в сентябре-октябре 1915 г. два межведомственных совещания, которые под давлением ведомств одобрили проект правительственного устава. Это окончательно поставило потребительские организации в полную зависимость от Министерства торговли. При нем в качестве самостоятельного департамента, по аналогии с Комитетом по делам мелкого кредита, учреждался специальный Комитет по делам потребительских обществ, на который возлагался высший надзор за всеми учреждениями и общее финансирование их из государственных средств.

Значение и роль Боярской Думы. Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы сл ...

Борьба с катарами
И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним ...

Состояние экономики и торговли
Благодаря объединению страны появилась возможность восстановить осушителъно-оросительную сеть, оставшуюся в наследство от Древнего царства. Постепенно земледельцы отнимают у природы потерянные за годы развала территории и начинают освоение новых Известия о голоде перестают встречаться в древнеегипетских хрониках. Но урожайность земель п ...