Причины возникновения межнациональных конфликтов

История » Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война » Причины возникновения межнациональных конфликтов

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов – различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является, и новой для России, и чрезвычайно важной. Это, с одной стороны, проблема нерусских диаспор и социальные конфликты с россиянами на территории РФ, а с другой стороны, проблема русских диаспор на территории других государств. Миллионы советских людей, проживающих на территории РФ, до распада СССР считали себя украинцами, грузинами, армянами, латышами и т.д. После образования на их территориях независимых и нередко националистических государств они с формальной точки зрения стали некоренными. Но психологически и культурно считают себя частью россиян: их предки жили в России, участвовали в развитии российского государства и общества, делили вместе с ним успехи и невзгоды.

В советской России проблемы национальных диаспор не было: все они имели свои национальные республики. Теперь наша страна столкнулась с ней лицом к лицу. Интеграция многочисленных (особенно в Москве) диаспор в духовную, политическую, экономическую жизнь России, увеличение численности чеченской, азербайджанской, армянской и других диаспор ставит ее в повестку дня центрального и регионального руководства России. В местах компактного проживания иноязычного населения (Москва, Петербург и др.) периодически возникают конфликтные ситуации и социальная напряженность.

Для инонациональных диаспор России главными являются проблемы, которые раньше, в советское время, не существовали: сохранение собственного языка, традиций, культуры, представительство в органах власти, бизнесе и т.д. Сейчас это внутреннее дело этих диаспор, которое решается не всегда правовым способом, что стимулирует развитие криминогенной ситуации в стране. Существует неявная практика отказа людям другой национальности в приеме на работу, в организации бизнеса, в преследовании в случае криминальной разборки и т.п.

С древнейших времен диаспоры играли большую роль в развитии обществ. Представители диаспор находятся на чужой земле, поиски безопасности вызывают у них повышенное стремление к успеху и личным достижениям. При этом они меньше коренных жителей считаются с существующими традициями и предубеждениями, ограничивающими их активность. «Чужаки» не подчиняются новому окружению, а развивают в себе способности, о которых у себя на родине даже не подозревали. Они дополняют сложившееся на новой родине разделение труда и добиваются успеха. Известно, что большинство китайских кули, привезенных для работы на плантации Малайи, стали миллионерами. То же происходит в РФ с армянской, азербайджанской, чеченской и иными диаспорами: они становятся не только причиной новых социальных конфликтов, но и прогресса в экономике России.

Коренное население относится к эмигрантам с подозрением, так как в его сознании негативные последствия прогрессивных преобразований и разрушение привычных ценностей и стереотипов поведения связываются с деятельностью чужаков. Увеличение темпов формационного развития не позволяет коренному простонародью в своей массе адекватно к нему приспосабливаться, в отличие от эмигрантов, имеющих для этого значительно более сильные мотивы. Возникает ненависть к чужакам, более сильная, чем к "своим" олигархам. Поэтому не случайно требования национального достоинства, социального обеспечения, экономического развития часто направляются против эмигрантов, даже и российских. Миграцию не славянских этнических групп трудно скрыть. За прошедшие после распада Советского союза 14 лет миграция увеличилась. Диаспоры выросли, многие в 10 раз: грузинская с 25 до 70 тыс., армянская с 50 тыс. до 500 тыс., азербайджанская – почти до миллиона. В то же время (после распада СССР) в России формировалась новая общность – людей, считавших себя россиянами. При этом, несмотря на распад союза, Россия остается многонациональной страной. Автономные округа и республики ищут новые пути встраивания в систему страны.

Новое в медицине
В конце XVII - начале XVIII в. в Османской империи появились приверженцы великого врача Ренессанса - Парацельса. В отличие от традиционной школы Галена и Ибн Сины с ее учением о "соках" человеческого тела сторонники Парацельса рассматривали жизнь как единый органо-химический процесс, в котором каждое болезненное явление есть о ...

Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Подъем национального самосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русским протекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальной становится задача соз ...

Ре­фор­ма в сфере промышленности: решение рабочего вопроса
На­ко­нец ос­та­лось за­тро­нуть ра­бо­чий во­прос. Он так же как и кре­сть­ян­ский, дос­тал­ся Сто­лы­пи­ну в на­след­ст­во от ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что до это­го не толь­ко ца­ризм, но и бур­жуа­зия от­ри­ца­ла его су­ще­ст­во­ва­ние. По мне­нию А. Я. Ав­ре­ха это не­при­зна­ние бы­ло рав­но­знач­но при­ ...