Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть
Страница 1

История » Буржуазные реформы Александра II » Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть

Вопросы местного самоуправления были чрезвычайно важны для России XIX в. именно практически. Практика должна была основываться на теории, построенной на исторических данных и сравнительном материале. Такой теории в России к моменту земской реформы 1864 г. не было. "Мы скудны теоретической разработкой вопроса о местном самоуправлении, которая дала бы каждому общественному деятелю ясное разумение идеи местного самоуправления", - писал в 70-е годы XIX в. известный ученый-юрист А.Д.Градовский[1].1

Основное отличие земских учреждений от правительственных не было указано ни в законоположениях, ни объяснено наукой, ни известно по опыту. Необходимость теоретической разработки вопросов местного самоуправления была очевидна.

Неопределенность в вопросе, что же следует понимать под местным самоуправлением, приводила науку к невозможности верно определить время его возникновения в России, которое относили чуть ли не к XII в.[2] Исследователи, находя в истории Руси того или иного периода административные явления с оттенком децентрализации, заключали, что это и есть то самоуправление, о котором зашла речь в 60-х годах XIX в.

В законодательстве России XIX в. термин "самоуправление" не употреблялся. Возможно, это объясняет тот факт, что первые исследователи оперировали не этой дефиницией, а понятием "децентрализация". Децентрализация рассматривалась как перенесение известной власти на места, ближе к гражданам, и переход ее "из рук администрации чиновной в руки выборных собраний"[3].

Смешение понятий "децентрализация", "самоуправление", провинциальное управление" являлось недостатком первых российских исследователей местного самоуправления, но недостаток этот перекрывался тем положительным моментом, что, пользуясь сравнительно-историческим методом, они показывали совершенную новизну созданных в России земских и городских учреждений по сравнению с дореформенным местным управлением, а исходя из этой новизны старались найти характерные признаки самоуправления.

"Общее" понятие самоуправления, как самостоятельного осуществления социальными группами задач внутреннего государственного управления, было дано И.И.Евтихиевым3, который помимо этого говорил о разграничении "предметного" и местного самоуправления. Особенность предметного самоуправления он видел в осуществлении его органами вполне определенной задачи, выполнение которой не связывалось непременно с территориальным делением.

Определение самоуправления в широком смысле давал и М.И.Свешников, понимавший под самоуправлением такое участие народа в государственной власти, которое дает этому участию "свободно проявлять желания народа и действовать лишь под контролем суда, правительства и всего общества, другими словами, исполнение государственных обязанностей в пределах закона путем свободно-выборных должностей".

Уже в середине XIX в. было ясно, что общественно-хозяйственная теория не может объяснить своеобразия самоуправления в системе государственного управления. Сложно построенные теоретизирования, основанные на попытках установить, какие именно дела управления должны быть признаны чисто хозяйственными, чисто местными, негосударственными (не заключающими в себе элемента власти), приводили к тупиковой ситуации по причине того, что дел таких было невозможно найти. Все те задачи, осуществление которых предоставлялось органам местного самоуправления (дорожное строительство, управление народным образованием, здравоохранением и т.п.) по своему содержанию ничем не отличались от местных задач государственного управления.

Они являлись задачами государственного управления потому, что, во-первых, государственными законами на органы местного самоуправления возлагалась обязанность исполнения этих задач; во-вторых, потому, что эти задачи в определенной своей части исполнялись органами государства и были важны с общегосударственной точки зрения. Добавим, что и полномочия органов местного самоуправления, в частности, в сфере установления и взимания местных налогов, являлись государственно-властными.

Страницы: 1 2 3 4 5

«Русская правда» Пестеля
Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы. Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям. Первоначально проект назывался «Конституция Государственный Завет». Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства Южного обще ...

Значение и роль Боярской Думы. Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы сл ...

Призыв варяжских князей. Правление Рюрика.
После изгнания варяг кризис не кончился – началась междуусобица «и не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междуусобица». Тогда они собрались на вече и решили избрать себе правителя из иноземцев. Было отправлено посольство в Варяжскую землю. Прейдя туда, послы сказали варягам: «Земля наша велика и обильна ...