Военная реформа Александра П

История » Буржуазные реформы Александра II » Военная реформа Александра П

Военная реформа Александра II - реформа, проведенная Александром II 1 января 1874 года, разработанная военным министром Д. А. Милютиным, утвержденная манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности, который явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

Военные Реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.

Содержание Реформ: сокращение численности армии на 40 %; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний (за исключением розг) в армии; перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов; введение всеобщей воинской повинности в 1874 вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

1) Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.

2) Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

3) Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Политическая ситуация после победы
Война закончилась. Враг был разбит. Победа была за нами. Исчезла угроза национального порабощения, реально нависшая над страной. Стало очевидным, что на самом деле не существует угрозы какой бы то ни было «империалистической интервенции», о которой многие годы твердила советская пропаганда, заставлявшая людей чувствовать себя жителями « ...

Особенности государственного кризиса.
После смерти У-ди ханьский Китай, как упоминалось, вступил в длительный период стагнации, а затем кризиса. Если в годы сильной централизованной власти в функции специально назначавшихся инспекторов (тех же цензоров-прокуроров, которые существовали при династии Цинь) входило, помимо прочего, следить за тем, чтобы «земли и дома местных мо ...

Последние годы жизни А.Д. Сахарова
Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к активной политической деятельности. Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом. Лишь после активного выступления в поддержку А. Д. Сахарова широких сло ...