Образование централизованного государства
Страница 8

История » Россия с древних времен и до наших дней » Образование централизованного государства

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293— 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321—1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433—1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва — Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра Невского
«Черные годы» - вот точное название целой эпохи в истории русской земли, времен жизни и политической деятельности князя Александра Невского, его братьев и сыновей. Опустошительная волна набегов ордынцев под предводительством Батыя перемолола воинскую силу русских, сожгла множество городов, установила тяжелую зависимость на Руси. Новгоро ...

Стоглавый собор
В 1551 году по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви. Он получил название Стоглавого, т.к. результатом его нормотворческой деятельности с участием феодальной знати стал Стоглав (документ с решениями собора, сформулированными в ста главах). Стоглав касался главным образом церковных вопросов и отражал перемены, свя ...

Эвакуация промышленных предприятий на территорию Чкаловской (Оренбургской) области. Перевод промышленности на военный лад
Нашествие фашистов на территорию страны Советов, поражения Красной Армии в первые недели и месяцы войны вызвали необходимость срочной эвакуации промышленных предприятий в тыловые районы. В истории не было столь интенсивного изменения экономической географии страны, столь резкого перемещения промышленности в сжатые сроки с запада на вост ...