Образование централизованного государства
Страница 8

История » Россия с древних времен и до наших дней » Образование централизованного государства

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293— 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321—1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433—1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва — Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Особенности тактики русского войска в третьем походе Ивана IV Грозного на Казань (1552 г.)
Борьба с Казанским ханством была одной из важнейшие внешнеполитических задач Русского государства. Казанское, Крымское и Астраханское ханства, образовавшиеся на развалинах Золотой Орды, совершали грабительские набеги на русские земли, уводили в плен население (в 1551 г. в Казани находилось более 60 тысяч русских пленных). Татарская опас ...

Система ордынского ига
Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская сте ...

Искандер Сани
В те дни, когда на объятой пламенем равнине Ирана свирепствовал монгольский смерч, бесконечный поток беженцев двигался через Хайберский проход на юг – в Индию. Казалось, вся Азия смешалась в этих объятых ужасом толпах: крестьяне, нёсшие на себе нехитрый скарб, купцы‑караванщики со своими верблюдами, израненные воины разбитых армий ...