Административные реформы
Успехи на театре военных действий со шведами позволили правительству перейти к административным реформам. В 1708— 1710гг. была проведена областная реформа.
С целью укрепления власти на местах в 1708 г. Страну разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и обладавшие всей полнотой административной и судебной власти, а также управлявшие подчиненными территориями. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому делилась на провинции, которых было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных восстаний. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.
В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым».
В 1718— 1721 гг. была отменена приказная система управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 12 коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает Санкт-Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной: коллегия иностранных дел — внешние сношения; военная — сухопутные вооруженные силы; адмиралтейская — флот; камер-коллегия — сбор доходов; штатс-коллегия — расходы государства; вотчинная — дворянское землевладение; мануфактур-коллегия — промышленность; берг-коллегия — горнометаллургическая промышленность и др. Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. Своеобразной коллегией был Святейший правительствующий синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной властью и Церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения Церкви государству. Должность патриарха Русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины самодержавия. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — обер-прокурору Синода. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовного регламента. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие Петром I в 1721 г. Титула императора. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Административные реформы создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Помимо чиновников в распоряжении царя находились мощная армия, военно-морской флот и учреждение политического сыска — Преображенский приказ.
Роль Ж.П. Марата
в великой французской буржуазной революции
Революция, начавшаяся 14 июля 1789г. народным восстанием, низвергшим Бастилию, была по содержанию, объективным задачам и целям революцией буржуазной, но главным действующим лицом, главным героем этой революции был народ.
После событий 14 июля, в которых Марат принял лишь косвенное участие, его усилия были направлены на то, чтобы создат ...
Возникновение государства на Руси
В IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече — собрание всех его свободных членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы ...
Россия в первой четверти XIX века. Кризис
крепостнической системы.
Первая четверть XIX века в России характеризуется кризисом крепостнической системы хозяйствования. Начали назревать противоречия между развивающимися производительными силами и отживающими свой век феодальными производственными отношениями. Натуральное хозяйство подрывалось ростом товарного обмена и все более углубляющимся процессом раз ...

