Пехота.
Страница 1

Одной из первых реформ, проведенных Пе­тром, стала реформа по переобмундирова­нию и перевооружению армии. Под стенами Азова и Нарвы большая часть русских войск еще облачалась в кафтаны стрелецкого типа, но уже с укороченными полами и, в общем-то, вполне удобными. Но после нарвского «конфуза» государь начал решительнее евро­пеизировать свою армию.

Антишведский союз Петра и Августа II Сак­сонского во многом повлиял на первые воин­ские формирования России. По характеру об­мундирования русские воины немало цен­ного позаимствовали у «немцев». Но все же образцом для армейских частей явились гвар­дейцы Преображенского и Семеновского полков, образовавшихся в 1693 году из по­тешных подразделений юного царя. Петров­ский рядовой пехотинец-фузелер был одет в суконный кафтан, обычно темно-зеленого цвета общеевропейского покроя с красными рукавными обшлагами с 4 большими мед­ными пуговицами на каждом. На дюжину таких же пуговиц застегивался и сам кафтан, а к левому плечу крепился узкий алый погон, придерживающий перевязь патронной сумы. Под кафтаном носился камзол-веста с рука­вами или без рукавов, застегивающийся на пуговицы размером поменьше, а под ним — белая рубаха. Штаны шились из сукна (в ка­валерии — из лосиной кожи), длиной до ко­лен, с теми же камзольными пуговицами. Мундир дополняли чулки с большими тупо­носыми башмаками, снабженными пряж­ками. В походы и караулы фузелер надевал сапоги с высокими голенищами, а в непогоду и стужу еще и плащ-епанчу из толстого сукна с двойным воротником.

Его амуниция состояла из патронной сумы на толстой кожаной перевязи с пряжкой на спине, холстинной или кожаной сумки-ранца и кожа­ной же портупеи с лопастями, в петли которых вставлялась шпага или багинет (байонет) — широкий и длинный штык-нож.

Громоздкая кремневая фузея, которой воо­ружались солдаты, заряжалась со ствола па­троном в бумажном картузе-обертке. Внутри ее находились пуля и порох. Вначале картуз с пулей скусывался зубами, а порох вместе с остатками патрона закладывался в ствол. За­тем очередь шла за пулей с остатками другой половины картуза, и весь заряд плотно заби­вался шомполом. Вся процедура занимала массу времени, и обычно в бою после первого залпа в ход шло холодное оружие.

Первоначально пехотный полк в русской ар­мии состоял из 10 фузелерных рот. После 1704 года число рот уменьшили до 9 (8 фузелерных и 1 гренадерская). По регламентации 1711 года в пехотном полку было уже 4 фузелерных ба­тальона по 4 роты в каждом, а также несколько (от 1 до 3) отдельных гренадерских рот. По уставу 1716 года фузелерная рота включала в себя 4 взвода — 4 офицеров, 10 унтеров, 144 ря­довых, 2 барабанщиков, лекаря и писаря.

Успешному обучению воинов препятство­вали как минимум два обстоятельства. Во-пер­вых, практически поголовная неграмотность рекрутов — крестьянских парней, не отличав­ших левую и правую стороны, и, во-вторых, низкие моральные и интеллектуальные каче­ства иноземцев-офицеров, набираемых зача­стую случайно.

Проблему подготовки командных кадров ре­шили довольно оригинально: боевым гвардей­ским полкам дали преимущество в два чина. И при переводе из гвардии в армию поручик авто­матически становился майором. Это позволяло ему не чувствовать себя ущемленным, зато ар­мейский полк приобретал опытного боевого офицера.

Обучение же рядовых пехотинцев начина­лось со строевой подготовки — без нее упра­влять передвижением, перестроением и огнем ряда или шеренги было невозможно. По мне­нию историка Аллы Бегуновой, вначале сол­дата учили индивидуальным приемам — пово­ротам по команде, маршированию, строевой стойке, и наконец, ружейным приемам. Только после надежного их усвоения переходили к групповым занятиям. Сначала в составе «ка­пральства» (отделения); затем «плутонга» (взвода) и далее — роты и батальона. Следую­щим шагом являлась стрельба. По законам ли­нейной тактики эффективная стрельба велась из так называемых вздвоенных шеренг, когда строй перед боем уплотнялся в два ряда, и все подразделение могло вести огонь по неприя­телю. В 1700 —1704 годах шеренг на марше было б, при вздваивании — 3. Затем их число довели соответственно до 8 и 4. Командой слу­жила фраза командира: «С половины рядов на­право (налево) вперед шеренги вздвой!» Вздваивали также и ряды (по команде «Через ряд направо ряды вздвой!»). Это позволяло уве­личить мобильность, ведь двигаться по пересе­ченной местности легче по 4, чем по 8.

Страницы: 1 2 3

Детство Владимира Ленина
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь г. Ульяновск). Здесь прошли его детство и юность. Родословная В.И.Ленина своими корнями уходит глубоко в русский народ. Его дед, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогда ...

Стагнация и кризис советской модели социализма (1970 – 1985 гг.)
Советский Союз в начале 70-х гг. Победа консервативной тенденции в советском руководстве, курс на стабилизацию общества. Концепция развитого социализма – идеология “застоя”. Отрицательное влияние милитаризации экономики на жизнь страны. Ужесточение идеологического и политического прессинга. Диссидентское движение: предпосылки и сущност ...

Политическая ситуация после победы
Война закончилась. Враг был разбит. Победа была за нами. Исчезла угроза национального порабощения, реально нависшая над страной. Стало очевидным, что на самом деле не существует угрозы какой бы то ни было «империалистической интервенции», о которой многие годы твердила советская пропаганда, заставлявшая людей чувствовать себя жителями « ...