Пехота.
Страница 2

Именно в эпоху Петра I произошло форми­рование русского армейского рукопашного боя, вобравшего в себя все самое передовое и эффективное из национального опыта, а так­же из европейских и восточных систем. Школа, созданная во времена Петра, стала фундаментальной в развитии этой стороны воинского искусства русской армии, в после­дующие десятилетия изменения происхо­дили лишь в незначительных деталях.

В войсках принимаются регламентирован­ные виды оружия: ружье со штыком (фузея или мушкет), кремневый пистолет, шпага, па­лаш, офицерский протазан, сержантская але­барда, казачья пика и сабля. Для каждого вида создается установка на ведение боя. Армия делится на пехотинцев-фузелеров, драгун и артиллеристов.

С первых же сражений со шведами была выявлена низкая профессиональная подго­товка русских войск. Исключение составляли лишь гвардейские полки, получившие хоро­шую школу ведения боя и в «потешных» бата­лиях, и под стенами Азова с турками.

После нарвского поражения нужно было учиться правильному бою, а учиться было у кого и было чему.

Петровские офицеры и солдаты сами пони­мали, что старая, дедовская система боя ни­куда не годится и нужно приложить все силы, чтобы сравняться с уровнем врага, научиться бить его. Во время схваток и стычек с неприя­телем специальные команды начинают охо­титься за шведами, которые наиболее искусно владеют оружием. Таких виртуозов пленяли, и нередко в русских лагерях, на би­вуаках можно было наблюдать картины, как драгуны и фузелеры окружали живой стеной двух пленников, вооруженных тупыми шпагами, и заставляли их вступать друг с другом в поединок, а сами жадно учились у них фехто­вальному искусству, ловили каждый финт и мудреный удар, запоминали хитрые выпады. Часто гордые шведы отказывались выступать в качестве балаганных шутов . Тогда русские солдаты сами вступали в поединки со своими пленниками, познавали на своем собствен­ном примере пресловутое мастерство врагов.

Что же представляла собой система руко­пашного боя в Петровскую эпоху? Просле­дим поэтапно все виды армейского вооруже­ния, а также упражнения и применение их на практике.

Гладкоствольное, кремневое ружье-фузея состояло на вооружении петровской армии. До 1708 года фузея имела для ведения руко­пашного боя вставляющийся внутрь ствола тесак-багинет с деревянной рукоятью, пря­мым широким лезвием около полуметра дли­ной. Бой багинетом вести было крайне неудо­бно. Во время схваток от ударов противника он часто выскальзывал из ствола и солдат до­лжен был вести бой только одной фузеей, ис­пользуя ее как дубинку, так как больше ника­кого оружия у него не было.

С 1708 года в русской армии вводится на вооружение штык с трубчатой основой и бо­ковой шейкой. Стоит заметить, что подобный штык появился впервые во Франции, но рас­пространения не получил. Лишь только когда шведы с 1696 года ввели его у себя, более усо­вершенствовали и он зарекомендовал себя преотлично, то все европейские армии при­няли этот образец на вооружение.

Ведение рукопашного боя ружьем со шты­ком велось, как правило, двумя руками со все­возможными вариациями ударов, уколов, подножек, прогибов. Любая часть ружья, будь то приклад, цевье или ствол, использовалась в схватке на поражение противника, на пари­рование ударов. Стойка оставалась тради­ционная — левая нога вперед. Существовала «шведская» манера ведения рукопашного боя в пешем строю. Заключалась она в использо­вании левой рукой мушкета со штыком, а в правой — шпаги. В целом манера имитиро­вала бой XVI века на шпаге с дагой (кинжал для левой руки), но мушкет выполнял преи­мущественно атакующую роль в качестве вы­броса или удара в сторону противника, и тот должен был парировать его, чтобы обезопа­сить себя и тем самым оставлял себя незащи­щенным . Очередь шла за шпагой атакую­щего и для неискушенного в тонкостях боя солдата эта схватка могла окончиться траги­чески. Петровские воины быстро перени­мали «хитрость» противника и в дальнейшем достаточно успешно практиковали шведский «двойной манир». Подобную систему боя ис­пользовали пехотные офицеры, вооружен­ные помимо шпаги — протазаном (своеобразным родом широколезвенного копья с по­перечным полумесяцем), а также сержанты — алебардой. Манера та же: протазан или але­барда — в левой руке, шпага — в правой. В ка­честве дополнительных элементов для веде­ния рукопашного боя использовались писто­леты, держащиеся за рукоять или ствол, ножны шпаги, а также предметы амуниции, головные уборы, выполнявшие чисто защит­ные функции.

10

Страницы: 1 2 3

Людовик IX
ЛЮДОВИК IX Святой (Louis IX le Saint) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа — 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик — один из «трех великих Капетингов ». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского ...

Внутренняя политика. Уложенная комиссия
Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина ...

Юность Ленина. Начало революционной деятельности
В университете молодой Ульянов установил связи с революционно настроенным студенчеством. Арестованный за активное участие в студенческой сходке в декабре 1887 года, он был исключен из университета и выслан в деревню Кокушкино, расположенную в 40 км от Казани, где проживал под негласным надзором полиции около года. Здесь он самостоятельн ...