Пехота.Страница 2
Именно в эпоху Петра I произошло формирование русского армейского рукопашного боя, вобравшего в себя все самое передовое и эффективное из национального опыта, а также из европейских и восточных систем. Школа, созданная во времена Петра, стала фундаментальной в развитии этой стороны воинского искусства русской армии, в последующие десятилетия изменения происходили лишь в незначительных деталях.
В войсках принимаются регламентированные виды оружия: ружье со штыком (фузея или мушкет), кремневый пистолет, шпага, палаш, офицерский протазан, сержантская алебарда, казачья пика и сабля. Для каждого вида создается установка на ведение боя. Армия делится на пехотинцев-фузелеров, драгун и артиллеристов.
С первых же сражений со шведами была выявлена низкая профессиональная подготовка русских войск. Исключение составляли лишь гвардейские полки, получившие хорошую школу ведения боя и в «потешных» баталиях, и под стенами Азова с турками.
После нарвского поражения нужно было учиться правильному бою, а учиться было у кого и было чему.
Петровские офицеры и солдаты сами понимали, что старая, дедовская система боя никуда не годится и нужно приложить все силы, чтобы сравняться с уровнем врага, научиться бить его. Во время схваток и стычек с неприятелем специальные команды начинают охотиться за шведами, которые наиболее искусно владеют оружием. Таких виртуозов пленяли, и нередко в русских лагерях, на бивуаках можно было наблюдать картины, как драгуны и фузелеры окружали живой стеной двух пленников, вооруженных тупыми шпагами, и заставляли их вступать друг с другом в поединок, а сами жадно учились у них фехтовальному искусству, ловили каждый финт и мудреный удар, запоминали хитрые выпады. Часто гордые шведы отказывались выступать в качестве балаганных шутов . Тогда русские солдаты сами вступали в поединки со своими пленниками, познавали на своем собственном примере пресловутое мастерство врагов.
Что же представляла собой система рукопашного боя в Петровскую эпоху? Проследим поэтапно все виды армейского вооружения, а также упражнения и применение их на практике.
Гладкоствольное, кремневое ружье-фузея состояло на вооружении петровской армии. До 1708 года фузея имела для ведения рукопашного боя вставляющийся внутрь ствола тесак-багинет с деревянной рукоятью, прямым широким лезвием около полуметра длиной. Бой багинетом вести было крайне неудобно. Во время схваток от ударов противника он часто выскальзывал из ствола и солдат должен был вести бой только одной фузеей, используя ее как дубинку, так как больше никакого оружия у него не было.
С 1708 года в русской армии вводится на вооружение штык с трубчатой основой и боковой шейкой. Стоит заметить, что подобный штык появился впервые во Франции, но распространения не получил. Лишь только когда шведы с 1696 года ввели его у себя, более усовершенствовали и он зарекомендовал себя преотлично, то все европейские армии приняли этот образец на вооружение.
Ведение рукопашного боя ружьем со штыком велось, как правило, двумя руками со всевозможными вариациями ударов, уколов, подножек, прогибов. Любая часть ружья, будь то приклад, цевье или ствол, использовалась в схватке на поражение противника, на парирование ударов. Стойка оставалась традиционная — левая нога вперед. Существовала «шведская» манера ведения рукопашного боя в пешем строю. Заключалась она в использовании левой рукой мушкета со штыком, а в правой — шпаги. В целом манера имитировала бой XVI века на шпаге с дагой (кинжал для левой руки), но мушкет выполнял преимущественно атакующую роль в качестве выброса или удара в сторону противника, и тот должен был парировать его, чтобы обезопасить себя и тем самым оставлял себя незащищенным . Очередь шла за шпагой атакующего и для неискушенного в тонкостях боя солдата эта схватка могла окончиться трагически. Петровские воины быстро перенимали «хитрость» противника и в дальнейшем достаточно успешно практиковали шведский «двойной манир». Подобную систему боя использовали пехотные офицеры, вооруженные помимо шпаги — протазаном (своеобразным родом широколезвенного копья с поперечным полумесяцем), а также сержанты — алебардой. Манера та же: протазан или алебарда — в левой руке, шпага — в правой. В качестве дополнительных элементов для ведения рукопашного боя использовались пистолеты, держащиеся за рукоять или ствол, ножны шпаги, а также предметы амуниции, головные уборы, выполнявшие чисто защитные функции.
|
Образование, культура, просвещение
Осознав трудности кардинального реформирования России, Екатерина решила подойти к проблеме обновления страны с другой стороны: она задумывала осуществить задачу воспитания новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих людей, что приведет к изменению общества.
Большое внимание уделяла Екатерина об ...
Биография Эрвина Роммеля
Роммель, Эрвин (Rommel), (1891-1944), генерал-фельдмаршал германской армии. Родился 15 ноября 1891 в Хейденхейме, близ Ульма. Армейскую службу начал в 1910 кадетом. Вскоре стал профессиональным военным и посвятил этому всю свою жизнь. Во время 1-й мировой войны служил лейтенантом в Альпийском батальоне в Румынии и Италии. В 1915 был наг ...
1900 - 1904 гг.
Начало XX века. В России нарастало революционное движение, во главе которого шел рабочий класс. Множились забастовки на фабриках и заводах, поднимались против помещиков крестьяне, волновалась студенческая молодежь.
За рубежом В.И.Ленин занимался вопросами, связанными с изданием газеты, что было делом очень трудным. Предстояло найти пом ...