Русско-японская война

Тяжелое внутриполитическое положение в России усугублялось борьбой капиталистических держав за сферы влияния на Дальнем Востоке. Она привела к столкновению интересов России и Японии. Правящие круги считали, что война с Японией предотвратит в стране развитие революции. Так, министр внутренних дел В. Плеве, поддерживая акцию в войне с Японией заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

Войну развязала Япония. В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 г. японский флот внезапно напал на русскую эскадру в Порт-Артуре и повредил три корабля. В корейской гавани Чамульпо 14 военных японских судов окружили русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Когда им не удалось прорваться, лодка была подорвана, а крейсер «Варяг» потоплен русскими моряками. В целом русская армия и флот уступали японским в техническом оснащении, командный состав, за редким исключением, отличался бездарностью, смысл и цели вообще не были понятными солдатам и офицерам. Поражения под Порт-Артуром, Мукденом, Цусимой усилили массовое недовольство. Россия позорно проиграла войну. В августе 1905 г. в американском городе Портсмуте начались переговоры. Российскую делегацию возглавлял С.Ю. Витте. Японцы выдвинули тяжелые условия, включая выплату контрибуций, передачу Японии всего Сахалина, ограничения числа судов Тихоокеанского флота и т. п. Витте повел себя очень жестко, согласившись лишь на передачу южной части Сахалина. Неожиданно для всех японцы приняли его план.

Война закончилась, но она стала катализатором оппозиционных настроений, создала благоприятный фон для нарастания революционных событий.

Географический очерк истории цивилизаций Евразии
Западноевропейской цивилизации суждено было сыграть выдающуюся роль в истории земных цивилизаций. Она первая связала все континенты Земли воедино, а благодаря мощному индустриальному рывку Запад (как цивилизация) смог навязать своё господство всему остальному миру. Это господство способствовало государственному оформлению огромных терри ...

Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы ВКР
Международное отношение Киевской Руси X-XII вв. как отдельная тема для изучения в школьной программе не представлена. Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю древнейших времен России изучают более подробно в 10 – ...

Заключение об исторической роли казачества
От участия в народных волнениях к роли опоры государства, от вольных набегов к регулярной службе - казачество прошло сложный путь, выполняя различные социальные функции на каждом этапе своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей. Разр ...