Введение
Страница 1

История » П. Пестель » Введение

Павел Иванович Пестель – один из главных представителей движения декабристов – дворянских революционеров первой половины XIX века, бросивших вызов российскому самодержавию и крепостничеству. Личность этого человека, его деятельность и идейное наследие всегда привлекали внимание исследователей российского революционного движения, неотъемлемой частью которого является декабристское движение, положившее, согласно концепции В.И. Ленина, начало первому этапу освободительного движения в России – дворянскому, длившемуся примерно с 1825 по 1865 годы. Пестель был по своим взглядам одним из наиболее радикальных декабристов. Его государственно-правовые взгляды нашли свое выражение в составленной им «Русской правде» - важнейшем теоретическом памятнике российской и мировой общественно-политической прогрессивной мысли.

Пестелю посвящено множество исторических исследований. К дореволюционному периоду относятся работы таких историков, как В.И. Семевский, Н.П. Павлов–Сильванский, М.Н. Покровский. В работе В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов» дается анализ конституционного проекта Пестеля. Автор усматривал в его программе, подобно А.И. Герцену, «социалистические» начала, для чего, на мой взгляд, оснований недостаточно. Интерес представляют работы Н.П. Павлова-Сильванского «Павел Иванович Пестель. Краткий биографический очерк» (1901 г.) и «Декабрист Пестель перед Верховным уголовным судом» (1908 г.) В первой из них автором собраны многочисленные отзывы людей, знавших Пестеля: А.С. Пушкина, генералов Киселева и Витгенштейна, декабристов Якушкина, Давыдова и других, свидетельствующих о том, что Павел Иванович был первым среди декабристов по силе влияния на членов тайного общества. Во второй работе Павлова-Сильванского содержатся интересные исторические факты о связях Пестеля с польским тайным обществом и о различных обществах на Украине., Кавказе и за границей, а также значительные выдержки из показаний Пестеля и других декабристов, до этого хранившиеся в глубокой тайне и бывшие поэтому неизвестными даже специалистам. К работе приложены «Записка» Сперанского о силе вины Пестеля, составленная разрядной комиссией Верховного уголовного суда и носящая тенденциозный характер, и записки Пестеля о греческом восстании 1821 г., представляющие большой интерес и свидетельствующие о его симпатии к героическому народу Греции, восставшему против гнета турок.

Интересна также и опубликованная впервые в 1907 г. Работа М.Н. Покровского «Декабристы». В основе ее лежит ошибочная концепция, согласно которой декабристы были не революционерами, а корыстными дворянами, обиженными правящим режимом и выступившими против него исключительно из-за собственных интересов. Однако показательно, что Пестель противопоставляется автором всем другим декабристам: «…его приходится поставить совершенно особняком в ряду его товарищей». Покровский утверждает: «Только Пестель понимал, что вырвать с корнем такой дуб, как самодержавие, не разрыв глубочайшим образом всей почвы, есть чистая утопия… Один Пестель говорил, что русская революция, если ей сужден успех, будет не меньше, а больше «великой» французской и что ждать этого успеха нельзя, не заинтересовав в революции широчайших масс». В то же время автор преувеличивает степень революционности Пестеля, которого он называет «якобинцем», «монтаньяром в полковничьем мундире»[1], приписывает ему намерение отдать всю землю крестьянам, тогда как на самом деле он выступал за конфискацию только крупнейших латифундий при определенных условиях, оговоренных в «Русской правде». Таким образом, позиция автора противоречит ленинской концепции о декабристах.

В советской историографии декабристам в целом и Пестелю в частности было посвящено множество исследований. В 1926 г. вышла книга Ю. Канорского «Вожди декабристов». В ней содержатся ошибочные оценки, касающиеся как программ Северного и Южного обществ, так и общественно-политических взглядов Пестеля. Автор утверждает, что уже с 18118 г. Павле Иванович имел вполне сложившиеся республиканские взгляды, тогда как в действительности они сформировались у него к 1820 г., а до этого он был сторонником конституционной монархии. Канорский повторяет ошибку Покровского, говоря о желании Пестеля отдать все помещичьи земли крестьянам. В то же время он совершенно правильно отличает, что, «благодаря своим блестящим способностям, выдающемуся уму и организаторским талантам Пестель был в течение ряда лет центром, к которому сходились все нити».[2]

Страницы: 1 2

Истоки культа императора. Сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима
Об императорском культе, его происхождении, его связи с культом эллинистических царей, его организации, значении существуют разные мнения. Традиция сакрализации царской власти была присуща практически всем древневосточным обществам, но конкретные формы этой сакрализации в разных государствах могли существенно отличаться друг от друга и ...

Заключение.
Трудно даже представить себе, как бы дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они могли причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа и других народов нашей страны, измотав и обессилив противника, не остановило нашествия на границах Центральной Европы. Монголо ...

Типы феодальных владений
Преобладающим типом феодальных владений в раннее средневековье было наследственное, обеспеченное иммунитетными правами служебное держание. Обычным условием такого держания была военная вассальная служба сеньору, если воспользоваться европейской терминологией. Такие вассальные владения, как уже сказано, были разных рангов и от их величин ...