Заключение
Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Что же касается римской религии то римская религия, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.
[1] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). - Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[3] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись
[4] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[5] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24
[6] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись
[7] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24
[8] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45
[9] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45
[10] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 46
[11] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227
[12] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227
[13] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228
[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228
[15] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 120
[16] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162
[17] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162
[18] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 111
[19] Бикерман Э. Государство Селивкидов. – М., 1986. – с. 67
[20] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 150
[21] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 66
[22] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 69
[23] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 75
[24] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 213
[25] Машкин Н.А. Принципат Августа.- М., 1949. – с.588
[26] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.173
[27] Шифман И.Ш. Цезарь Август. - М.,1990. - с.146 – 148.
[28] Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия. – М., 1994. – с. 215
[29] Михайловский Ф.А. Власть Октавиана Августа.- М., 2000. - С. 120 – 126
[30] Парфенов В. Н. Император Цезарь Август. – СПб., 2001. – с.127
Эфиопия на этапах политической централизации. XIX
в.
К середине XIX в. страна находилась в упадке, раздираемая постоянными междоусобными схватками феодалов. Повеяло переменами, когда в начале 1850-х годов на политической арене страны появился Каса из Куары, сын мелкого феодала с Севера. Его действия, направленные на создание сильной центральной власти, нашли поддержку у крестьян, больше в ...
Социальные и внешнеполитические причины. «Союзы
союзов»
Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, одн ...
Введение
Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Между тем ...