Заключение

Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Что же касается римской религии то римская религия, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.

[1] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). - Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[3] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[4] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20

[5] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[6] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[7] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[8] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[9] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[10] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 46

[11] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[12] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[13] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[15] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 120

[16] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[17] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[18] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 111

[19] Бикерман Э. Государство Селивкидов. – М., 1986. – с. 67

[20] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 150

[21] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 66

[22] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 69

[23] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 75

[24] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 213

[25] Машкин Н.А. Принципат Августа.- М., 1949. – с.588

[26] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.173

[27] Шифман И.Ш. Цезарь Август. - М.,1990. - с.146 – 148.

[28] Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия. – М., 1994. – с. 215

[29] Михайловский Ф.А. Власть Октавиана Августа.- М., 2000. - С. 120 – 126

[30] Парфенов В. Н. Император Цезарь Август. – СПб., 2001. – с.127

 
[1] Минаев Е.П. История Отечества IХ –ХХ вв.: учебное пособие. М., 1996. С.104 [2] Керенский А.Ф. Россия на историческом перевороте// Вопросы истории, 1990. №№6-12. [3] Родзянко М.В. Записки председателя Государственной Думы. «Новая Юность, 1999 г. № 4(37) [4] Керенский А.Ф. Указанное издание. [5] Федоров В.А История России 1861-191 ...

Причины Ливонской войны
Основные направления внешней политики Русского централизованного государства выявились еще во второй половине XV в., при великом князе Иване III. Они сводились, во-первых, к борьбе на восточных и южных рубежах с татарскими ханствами, возникшими на развалинах Золотой Орды; во-вторых, к борьбе с Великим княжеством Литовским и связанной с ...

Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния
В рам­ках школь­ной ре­фор­мы, ут­вер­жден­ной за­ко­ном от 3 мая 1908 г., пред­по­ла­га­лось вве­сти обя­за­тель­ное на­чаль­ное бес­плат­ное обу­че­ние для де­тей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюд­жет на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния уда­лось уве­ли­чить втрое, бы­ло от­кры­то 50 тыс. но­вых школ. За­ме­тим, что Сто­лы­пин ста­вил тре ...