Заключение

Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Что же касается римской религии то римская религия, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.

[1] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). - Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[3] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[4] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20

[5] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[6] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[7] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[8] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[9] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[10] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 46

[11] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[12] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[13] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[15] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 120

[16] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[17] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[18] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 111

[19] Бикерман Э. Государство Селивкидов. – М., 1986. – с. 67

[20] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 150

[21] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 66

[22] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 69

[23] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 75

[24] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 213

[25] Машкин Н.А. Принципат Августа.- М., 1949. – с.588

[26] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.173

[27] Шифман И.Ш. Цезарь Август. - М.,1990. - с.146 – 148.

[28] Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия. – М., 1994. – с. 215

[29] Михайловский Ф.А. Власть Октавиана Августа.- М., 2000. - С. 120 – 126

[30] Парфенов В. Н. Император Цезарь Август. – СПб., 2001. – с.127

Сколько их и что их гонит?
Этим тревожным вопросом задавался Владимир Короленко, исследуя психологию самозванства. В самом деле, сколько их было? Трудно сказать. Лженеронов было, по крайней мере, три. Особенно поражало Короленко количество российских самозванцев, заставивших писателя прийти к горестному выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». Имеющиеся в ...

Биография Наполеона I
Наполеон I (Napoleon Bonaparte, Buonaparte) (15 августа 1769, Аяччо - 5 мая 1821), французский император в 1804-14 и в марте-июне 1815. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории (командующи ...

Должность диктатора в Риме до Цезаря
Диктатура Цезаря тоже, разумеется, не могла возникнуть на пустом месте, без каких-либо причин. Предпосылки эти нельзя не признавать глубинными, имеющими свои истоки за много десятилетий до 40-х гг. I в. до н.э. Основная причина заключается в том, что система магистратур сложилась еще в то время, когда Рим был совсем не тем, чем он стал ...