Заключение

Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Что же касается римской религии то римская религия, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.

[1] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). - Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[3] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[4] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20

[5] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[6] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопись

[7] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 24

[8] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[9] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 45

[10] Шово М. Повседневная жизнь египтян в эпоху Клеопатры. – М., 2008. – с. 46

[11] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[12] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 227

[13] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 228

[15] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 120

[16] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[17] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.162

[18] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 111

[19] Бикерман Э. Государство Селивкидов. – М., 1986. – с. 67

[20] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 150

[21] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 66

[22] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 69

[23] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. – Ленинград, 1985. – с. 75

[24] Крист Карл. История времен римских императоров. – Ростов–на-Дону, 1997. – с. 213

[25] Машкин Н.А. Принципат Августа.- М., 1949. – с.588

[26] Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987. – с.173

[27] Шифман И.Ш. Цезарь Август. - М.,1990. - с.146 – 148.

[28] Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия. – М., 1994. – с. 215

[29] Михайловский Ф.А. Власть Октавиана Августа.- М., 2000. - С. 120 – 126

[30] Парфенов В. Н. Император Цезарь Август. – СПб., 2001. – с.127

Сталинизм как историческое явление. Истоки репрессий
Формированию диктатуры И.В. Сталина способствовали многие факторы. Рассмотрим лишь те, которые в наибольшей степени оказали влияние на развязывание репрессий и создание карательной системы, превратившейся в важнейший элемент общественно-политического развития СССР. По признанию ученых, решающим фактором “успехов” в ликвидации оппозиций, ...

Внешняя политика Анны Ивановны
Иностранцы много внимания обращали на армию и на флот. Эрнст Миних и его отец Христофор Миних, так как служили в российской армии, то описывали войны и устройство армии. В армии и флоте, во многих полках офицеров брали только иностранных. Анна считала, что хорошими командирами могут быть только иностранцы. «Пехотный полк не из настоящих ...

Завоевание Киева
Уже тогда, этот город стоявший на земле полян, был крупным торговым центром. Жажда победы и слух о независимой державе, где княжили Аскольд и Дир, хороший, благополучный климат и другие естественные выгоды влекли Олега к Киеву. Олег предполагал, что Аскольд и Дир, имеют сильную дружину и добровольно не захотят поддаться, и в то же время ...