Правление Махмуда II
Страница 4

Однако идея Рошфора о привлечении иностранных военных специалистов не была забыта: к ней обратились уже при следующем султане, Махмуде I, когда при участии французского ренегата Александра Клода де Бон-Неваля в 1734 г. в Стамбуле была основана военно-артиллерийская школа - первая турецкая школа такого рода. Де Бонневаль - известный европейский военный деятель, французский авантюрист и прожектёр, по происхождению граф - появился в Османской империи в 1729 г. Перед этим он служил в австрийской армии Евгения Савойского, но поссорился с ним и, считая себя глубоко оскорбленным решил бросить вызов Австрии и перейти на службу к ее недавним противникам, т.е. туркам

Для меня особенно важно, что приезд де Бонневаля был непосредственно связан с Ибрагим-пашой. В европейских странах знали об Ибрагим-паше как о человеке, любившем науки; ему приписывали совершенное владение латинским языком, переводы античных авторов на арабский язык и т.д. В письме к французскому послу в Турции де Вильнёву (1728-1740), в котором он спрашивал разрешения на въезд, де Бонневаль писал, что хочет предложить великому везиру подробные рукописные карты различных стран и отдельных районов (в особенности карту Венгрии), а также "много рисунков и моделей очень полезных машин". Почему он решил предложить подобные документы именно Ибрагим-паше, де Бонневаль объяснял тем, что, как он слышал, "этот первый министр султана очень интересуется именно такими вещами"

Де Бонневаль, по-видимому, не встречался с Ибрагим-пашой и первое время после приезда находился в Боснии, где составил план восстановления крепостей и нашел каменный уголь (в поисках золота). В Боснии де Бонневаль долго не задержался: почва для его военной деятельности была подготовлена временем Ибрагим-паши, и он вскоре оказался в Стамбуле. Там ему оказал активную поддержку Мехмед Сайд-эфенди, который встретился с ним в 1733 г. сотрудничал с ним и Ибрагим Мютеферрика. Планы де Бонневаля модернизировать османскую армию встретили понимание у великих везиров Топал Осман-паши (1731 - 1732) и Хекимоглу Али-паши (1732-1735). В отличие от Рошфора де Бонневаль действовал в полном согласии с сильной французской дипломатией и легко согласился перейти в ислам (под именем Ахмет-паши), что спасло его от выдачи Австрии и обеспечило, в известной мере, благожелательное отношение к его проектам в среде султанской бюрократии. Однако его школа была вскоре по требованию янычар закрыта.

Реформа армии.

В самый разгар этих восстаний Махмуд решился на смелое реформирование армии янычар. Корпус янычар пополнялся ежегодными наборами христианских детей по 1000 ежегодно (кроме того, служба в войске янычар переходила по наследству, ибо янычары имели семьи), но вместе с тем сокращался вследствие постоянных войн и мятежей. При Сулеймане янычар было 40 000, при Мехмеде III - 1 016 000. Во время царствования Мехмеда IV была сделана попытка ограничить численность янычар 55-ю тысячами, но она не удалась вследствие их бунта, и к концу царствования их число поднялось до 200 тысяч. При Махмуде II оно было, вероятно, ещё больше (жалованье выдавалось более чем на 400 000 чел), но точно определить его совершенно невозможно именно вследствие полной недисциплинированности янычар.

Число орт или од (отрядов) равнялось 229, из коих 77 стояли в Константинополе; но сами аги (офицеры) не знали истинного состава своих од и старались преувеличивать его, так как сообразно с ним получали жалованье для янычар, частью остававшееся в их карманах. Иногда целыми годами жалованье, особенно в провинции, не уплачивалось вовсе, и тогда исчезал даже этот стимул к собиранию статистических данных. Когда прошёл слух о проекте реформ, вожди янычар на собрании решили потребовать от султана казни его авторов; но предвидевший это султан двинул на них постоянную армию, раздал оружие населению столицы и провозгласил религиозную войну против янычар.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Документы и материалы
№1. 1829 г. Ведомость об учебных заведениях в городе Царевококшайске, в уезде. Ведомость об учебных заведениях в городе Царевококшайске и уезда онаго, находящихся за 1829 —й год: В каких местах находятся и какие именно училища? — В городе Царевококшайске уездное училище. Сколько классов и чему обучают? — Классов — 2. В 1-м обучают ...

Общая характеристика политики
В основном иностранцы уделяют большое внимание церкви и вопросам веры в России. Все иностранцы удивлялись российской веротерпимости, но так же их удивляло невежество, грубость и необразованность некоторых священников: «Что до русского духовенства, то большинство по уму и образованности столь же несоответственны, как по наружности».[17] ...

Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 г.
В 70-х гг. XIX в. вновь обострился восточный вопрос. Разложение феодального строя в Османской империи сопровождалось усилением ее зависимости от западноевропейских стран. Проникновение капиталистических отношений сопровождалось усилением грубых форм феодальной эксплуатации, сочетавшихся с жестким национальным и религиозным гнетом балкан ...