Заключение
Страница 1

Войны Наполеона Бонапарта 1796-1815 гг., названные наполеоновскими войнами, сильно изменили лицо Европы, однако их значение противоречиво. Французские солдаты на своих штыках несли идеи свободы народам Европы: войны Наполеона окончательно сокрушили феодальный строй в Европе, прежде всего в её главных державах того времени - в Австрии и Пруссии. Однако, принеся с собой свободу народам Европы, Наполеон в скором времени сам стал в глазах этих народов "деспотом", что породило мощное национально-освободительное движение на континенте (прежде всего в Германии и Испании). Начав свои войны в Европе, Наполеон стремился установить всеевропейское господство Франции, что не могло не нарушить баланс сил на континенте. Кроме всего прочего, если поначалу войны были выгодны различным слоям населения, то в дальнейшем "налог кровью" становился для народа всё более обременительным. И это стало одной из причин краха империи в 1814 году.

Эту, новую во всемирной истории эпоху, создала сколь великая, столь же и противоречивая личность, рассмотрение эволюции идейно-политических взглядов которой является целью данной работы. Подведем основные итоги пути их зарождения и развития.

Тяжелая, полная лишений и поражений, юность, абсолютная чуждость Наполеона Бонапарта его французскому окружению из-за его почитания Паскуале Паоли и корсиканского патриотизма, любознательность будущего императора Франции обусловили его знакомство с трудами деятелей эпохи Просвещения и возникшую в результате приверженность их идеям. Республиканец и "свободолюб", сын своего времени, на которого оно не могло не наложить "просветительских" отпечатков, безоговорочно поддержал революцию и возжелал распространить ее и на Корсику, осознав, что с этой поры больше нет места сепаратизму, что Корсике по пути с просвещенной Францией. Столкновение со своим кумиром - Паскуале Паоли, вставшим по другую сторону баррикад, поражение и бегство из Родины послужило началом перелома взглядов Наполеона. Он, хоть и остался противником роялизма, больше не был якобинцем. Д.М. Туган-Барановский усматривает близость Наполеона в идейном плане к термидорианцам. Успешные операции в Итальянской кампании способствовали росту крепнувшего честолюбия. Завоевательный характер Египетского похода и неудачи в попытке распространить революцию на Восток, а также вести о поражениях Директории, которые свели все достижения Наполеона на нет, послужили катализатором зарождающейся идеи Бонапарта о захвате власти. Полководец устремился во Францию, где узурпировал власть во время переворота 18-19 брюмера. В это время завершился окончательный перелом в его взглядах. Наполеон стал сторонником сильной централизованной власти и неприкосновенности личной собственности, а также противником народной демократии и вообще принципа разделения властей. Мне думается, что республиканизм Наполеона в свое время был вполне искренним, и он не столько уступил место честолюбию, деспотизму и жажде власти, сколько сменился осознанием новых исторических реалий. Поначалу все проводимые Бонапартом преобразования и его внутренняя "надпартийная" политика были обусловлены, конечно же, его стремлением сохранить и упрочить захваченную власть, но, вместе с тем, не приходится говорить о неискренности его предшествовавших взглядов. Это был результат его естественной идейной эволюции, в результате которой он нашел для Франции необходимость сильной авторитарной власти. Наполеон во время всего своего правления декларировал свою генетическую связь с революцией и до конца своих дней видел в своей деятельности прогрессивное значение.

[1] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998.

[2] Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991.

[3] Лас Каз, Эммануэль Огнюстен Дьедонне Марин Жозеф де. Максимы и мысли узника Святой Елены. Рукопись, найденная в бумагах Лас Каза /

Наполеон Бонапарт. СПБ.: Азбука, 2000.

[4] Е.В. Тарле в своей монографии (см. список литературы) отмечает, что в это время Наполеон больше учился, нежели создавал свои собственные идеи.

[5] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 22.

[6] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 23.

[7] Там же. С. 23.

[8] Там же. С. 28.

[9] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 28.

[10] См. рукопись Лас Каза (в списке литературы), пункт – CCCXXVIII.

[11] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 29.

Страницы: 1 2

Сколько их и что их гонит?
Этим тревожным вопросом задавался Владимир Короленко, исследуя психологию самозванства. В самом деле, сколько их было? Трудно сказать. Лженеронов было, по крайней мере, три. Особенно поражало Короленко количество российских самозванцев, заставивших писателя прийти к горестному выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». Имеющиеся в ...

Петр II (1727–1730)
В мае 1727 г. Россию ждало новое потрясение: Екатерина I умирает, и вновь встает вопрос о наследнике престола. Смерти императрицы предшествовал и новый виток острой придворной борьбы. Казалось бы, расклад сил должен был быть таким же, как в январе 1725 года, но судьба в лице князя А.Д. Меншикова распорядилась иначе. В течение многих ле ...

Алгебра у аль Хорезми
Алгебраический трактат аль Хорезми известен под заглавием: “Краткая книга восполнения и противопоставления” (по-арабски: “Китаб мухтасар аль-джабр валь-мукабала”). Трактат состоит из двух частей – теоретической и практической. В первой из них излагается теория линейных и квадратных уравнений, а также затрагиваются некоторые вопросы геом ...