Причины
распада СССР.Страница 1
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич — заключили договор о прекращении существования СССР и создании СНГ.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, на политической карте мира появился новый межгосударственный союз — Содружество Независимых Государств.
С тех пор оценка этого соглашения остается противоречивой: стоящие у власти в то время политики считают его неизбежным, их противники называют произошедшее «преступлением».
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик, на его территории проживало свыше 270 миллионов человек - представители свыше ста наций и народностей. К 1991 году, после "парада суверенитетов", единый ранее СССР представлял собой разрозненный "набор" бывших республик, объявивших о своей независимости. Пиком политического кризиса стало совещание руководителей трех суверенных государств - России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Беларуси (Станислав Шушкевич), прошедшее в Беловежской пуще в декабре 1991 года.
8 декабря было заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. "Перестройка" завершилась распадом когда-то могучего многонационального государства. Завершился советский период развития в истории российского государства.
В конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. Данные декларативные и, можно сказать, декоративные конституционные положения стали в дальнейшем успешно использоваться региональными сепаратистами.
В отличие от союзных, входящие в их состав автономные республики обладали менее привилегированным статусом. Достаточно произвольные основания ранжирования республик порождали напряженность в федеративных отношениях и стимулировали власти наиболее экономические развитых и крупных по численности автономий требовать более высокий статус в рамках Союза. Такие попытки предпринимали Татарская АССР, Башкирская АССР, Абхазская АССР.
РСФСР, являясь политическим ядром Советского Союза, основным и почти единственным из республик донором союзного бюджета, не обладала рядом признаков союзной республики (собственные коммунистическая партия, Академия наук, МВД). Проводившаяся десятилетиями пагубная практика выкачивания финансовых, материально-технических и людских ресурсов из РСФСР обосновывалась необходимостью развития национальных окраин, уступавших в социально-экономическом развитии. В итоге, данная политика привела к деградации целых сфер жизнедеятельности России. Разрушенная русская деревня с заколоченными окнами пустых домов стала символом недальновидной бюджетной политики союзного центра.
Несменяемость первых секретарей ЦК компартий союзных республик, их незыблемый статус в Политбюро Центрального Комитета и безраздельная власть в собственных республиках вели к постепенной утрате контроля со стороны центральных органов власти. Развитие товарно-денежных отношений в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии в 1950-70 гг. привело к появлению полулегального слоя коммерсантов, стремившихся найти поддержку со стороны властей республик. Региональные власти также стремились контролировать ресурсы своих республик без участия теряющего власть Кремля. В итоге, уже в середине 1970-х гг. начинает складываться альянс части партийно-хозяйственной элиты, националистически настроенной интеллигенции и нарождающегося класса предпринимателей.
Англия
В середине XVIII века в Англии окончательно утвердилась система власти, при которой страной управляет кабинет министров, возглавляемый премьер-министром, представляющим большинство в палате общин британского парламента. Причем как глава правительства, так и все его члены в свою очередь являются депутатами парламента. В качестве премьера ...
О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции
Туапсинская оборонительная операция относится к числу крупнейших операций советских войск в период битвы за Кавказ 1942-1943 годов. Однако многие аспекты этой операции до сих пор недостаточно изучены.
К их числу относится и вопрос о соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции на ее различных этапах.
Оценка соотношения сил, н ...
Преобразования Ван Мана и их последствия.
Результатом подобного рода тенденции оказывались и реформы, к которым обычно прибегали властители китайской империи в периоды ослабления их власти, стагнации и тем более кризисов. Смысл всех известных специалистам реформ в истории империи сводился к тому, чтобы с помощью традиционных конфуцианских рекомендаций и соответствующих механизм ...