Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы ВКР
Страница 1

История » Международные отношения Киевской Руси X – нач. XII вв. » Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы ВКР

Международное отношение Киевской Руси X-XII вв. как отдельная тема для изучения в школьной программе не представлена.

Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю древнейших времен России изучают более подробно в 10 – м классе общеобразовательной школы.

Я предлагаю для применения материала моей дипломной работы на урока истории в школе взять за основу программу 10 –го класса авторов Буганова В.И., А.Н. Сахарова, которая рассчитана на 102 ак. ч.

Программа предназначена для преподавания в 10—11 классах, в которых изучается история России на основании второго концентра школьного исторического образования.

Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:

многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одно временное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

направленность содержания программы на развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств;

внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии персоналий;

акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах;

- ориентация на проблемное изложение курса.

Если изучение истории России в первом концентре вынужденно направляет учителя к «истории фактов», то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает «историю проблемную». Этим объясняется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложения учителю раскрыть элементы историографии по тем или иным темам.

Программа рассчитана на ее творческое самостоятельное применение. Очень многое в ее реализации будет зависеть от того, насколько школьниками усвоен материал первого исторического концентра, какие теоретические вопросы и в какой степени уже получили свое освещение.

Подобный подход заставил дать в программе расчасовку по частям и разделам без дальнейшей детализации, предоставляя учителю распределять время на изучение материала по своему усмотрению.

В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программой, может быть сокращен или расширен. При этом очень важным является ориентация на развитие школьника, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю.

На изучение Древней Руси отводится 16 академических часов.

Древнейшие корни восточных славян (3 ч)

Праславяне. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Общеславянский европейский поток История восточных славян - часть европейской истории, выделение восточного славянства.

Географическое положение восточного славянства. Природа Восточно-Европейской равнины в древности. Проблема естественных границ, «открытость» Руси на Запад и Восток. Близость степи, следствия этого для жизни славян в древности. Географическая и природно-климатическая характеристики отдельных регионов страны: Север, Поднепровье, Юго-Запад, Северо-Восток.

Контактные цивилизованные зоны Руси и отдельных ее регионов. Слабое влияние античного мира. «Балканский мост» между античным миром и восточным славянством. Влияние византийской цивилизации. Соседи восточных славян. Ранняя интеграция народов на Восточно-Европейской равнине.

Хозяйство восточных славян. Навыки сельского хозяйства. Промыслы. Ремесло. Общее и особенное в формировании городов Руси и Западной Европы.

Религия восточных славян в древности. Язычество древних славян, его особенности. Отражение в язычестве и. общественного строя славян.

Образование Древнерусского государства с центром в Киеве (5 ч)

Разложение первобытнообщинных отношений у восточных славян. Зарождение социальной дифференциации и социальных различий: причины и следствия. Складывание племенных союзов. Дружина и знать. Появление княжеской власти. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.

Страницы: 1 2 3

Лжедмитрий I
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных ...

Драгуны.
Нарвскии разгром 1700 года явственно высве­тил недостатки, присущие поместной дво­рянской кавалерии,— низкую боевую подго­товку, неукомплектованность, пренебреже­ние дисциплиной. Петр прекрасно понимал, что без современной мобильной и хорошо вооруженной конницы одолеть шведов будет невозможно. И на протяжении 1701 года, беря за пример о ...

Борьба русского народа за освобождение
Попытки освободится от власти ордынского хана начались вскоре после нашествия Батыя. Наиболее яркой фигурой освободительного движения, выделенной автором, является сын Ярослава Всеволодовича великий князь Андрей. В середине 13 века начинает образовываться военно-политический союз двух сильнейших русских княжеств. Антиордынский характер ...