Введение

Экономическая мощь Османской империи держится на широком разнообразии сосредоточенных здесь ресурсов, а также на политической стабильности и безопасности, которые в османском укладе вообще господствуют. Эта империя представляет собой необъятный внутренний рынок. Фернан Бро-дель усматривал в такой системе своеобразную «мир-экономику» — от Польши до Йемена, от Персии до севера Венгрии, рынок, который стимулирует развитие связей не только со странами Запада, но и с остальной частью Востока; кстати, влияние восточной торговли на судьбу Империи, для более точной оценки, потребует дальнейших исследований. На этом внутреннем рынке есть крупные центры потребления: прежде всего, это дворец султана и столица, которая во второй половине XVI в. насчитывает 600 000 жителей.

Экономическая жизнь у османов тщательно контролируется. Присутствие государства чувствуется повсеместно, прежде всего на уровне ремесленных цехов (корпораций), деятельность которых жестко регламентируется; от государства зависит установление цен, реквизиция рабочих рук, товаров и капиталов, авторитарное распределение части торговых потоков, запрет на экспорт некоторых видов продукции.

Все эти меры имеют целью защитить подданных султана от «несправедливостей» — мошенничества, вымогательства, нищеты, нужды, дороговизны и безработицы, обеспечить мощь государства и поступление доходов в государственную казну. Снабжение продовольствием городов, особенно столицы, должно быть регулярным; то же касается снабжения армии, и местные власти в провинции должны четко следовать декретированным предписаниям.

Фактически в Османской империи каждый человек имеет какую-либо определенную профессию, а иметь профессию — значит быть уважаемым. Это вообще мусульманская традиция, потому что все ав-раамические пророки занимались ремеслами, которые они прославили, став их святыми покровителями: Адам был земледельцем, Ной — плотником, Авраам — ткачом, Давид изготовлял кольчуги, Соломон плел корзины из ветвей финиковой пальмы .

Османские султаны также имели увлечения: Мех-мед I мастерил луки, Мехмед II был садовником, Селим I и Сулейман Великолепный — ювелирами (их изделия сохранились), Мехмед III и Ахмед I вытачивали ложки и дарили янычарам, Махмуд II был блестящим каллиграфом, Селим III писал стихи .

В османской экономике главное место занимает сельскохозяйственный сектор, а в нем важную роль играют земледелие и животноводство. Ремесла и торговля сосредоточены в городах, которые хозяйственные функции сочетают с политическими, военными, административными, религиозными.

В этой главе речь пойдет о различных областях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля), а также о мерах измерения и денежных единицах.

Быт.
Восточные племена славян жили «каждый своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». Единство рода, связь племен поддерживалась единым родоначальником, эти родоночальники носили разные названия- старцев, владык, жупанов, князей и прочих; последнее название, как видно, было особенно в употреблении у славян русских и ...

Правление Сулеймана I
Сын Селима Сулейман I (1520-66), прозванный христианскими историками Великолепным или Великим, был прямой противоположностью отцу. Он не был жесток и понимал политическую цену милосердия и формальной справедливости; он начал своё царствование с того, что отпустил на свободу несколько сотен египетских пленников из знатных семей, содержав ...

Римские традиции сакрализации власти и культа личности
Первые трещины в системе римской религии стали появляться не в результате проникновения чужеземных культов, а в результате новой позиции той части знати, которая была известна как филэллины. Среди филэллинов значительно усилились аристократические тенденции и появились зачатки если не культа Героя, «сильной личности», то чрезвычайное к ...