Земледелие и животноводство
Страница 1

История » Экономическая жизнь Османской империи » Земледелие и животноводство

В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи.

Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являются собственниками земельных участков (чифт, буквально означает площадь земли, которую можно обработать с помощью пары быков), которые обрабатывают: не могут их ни продать, ни отдать в залог, ни передать благотворительным заведениям, ни завещать наследникам согласно исламским правилам наследственного раздела. Самая большая часть пахотной земли принадлежит государству; она называется мири. Зато крестьянин обладает на своей земле правом пользования (тасарруф), неотъемлемым, так как он ее обрабатывает, и передаваемым своим наследникам, хотя и без права раздела. Пока земледелец добросовестно выполняет свои обязанности, нельзя ни лишить его земли, ни нарушить его прав. К тому же он может обладать на правах полной собственности (мюлк) другим недвижимым имуществом: домом, виноградником, фруктовым садом, огородом, мельницей, пекарней, пасекой и т.д.

За право пользования землей крестьянин должен уплачивать большое количество налогов и повинностей, деньгами и натурой, которые он вносит частью в государственную казну, частью — «хозяину земли», от которого зависит. Последний мог быть самим султаном, если участок относится к владениям короны, содержателем церковного надела или управляющим богоугодным заведением. Если хозяин сдает землю в аренду, реайя имеют дело с арендаторами.

В отличие от крепостных средневековой Европы, подданные империи, или реайя, абсолютно не прикреплены к земле. В некоторых случаях они могут покинуть свою деревню и поселиться в другом месте. Тем не менее свобода передвижения ограничена и остается строго регламентированной. Например, если реайя бросает сельскохозяйственные работы, чтобы стать ремесленником в деревне или в городе, он должен заплатить «переселенческий налог» {чифтбозап акчесиилилевепдакчеси) от80 до 120 аспр (в зависимости от своих финансовых возможностей), иначе его будут преследовать за неуплату и он может быть возвращен к тимариоту в течение десяти лет. Однако реайя, живущий в городе более двадцати лет, должен быть зарегистрирован уже как горожанин. И еще, реайЯу покинувший свою землю не менее пятнадцати лет назад, не может быть возвращен туда силой.

С оседлыми крестьянами соседствует значительное кочевое население, занимающееся в основном скотоводством в горах, на обширных равнинах, в степях или пустынях: туркмены и курды Анатолии, йюрюки Румелии, бедуины арабских провинций. Контроль над этими племенами, их учет и обложение налогами составляют целую проблему.

Сельскохозяйственное производство полностью зависит от естественных условий. Техника почти не развивается, орудия труда остаются примитивными (соха, борона, коса, мотыга, лопата и т.д.), а производительность и урожаи скромными. Ирригация применяется редко (например, орошаются рисовые поля в долине реки Сакарья).

Таблица специализации регионов

мед, воск и зерно — Молдавия, Валахия

груши и виноград —Дамаск

яблоки — Синоп

абрикосы — Анталия

каштаны — Бурса

орехи, каштаны и лук — Изник

инжир — Айдын и Сарухан

изюм — Смирна и Коринф

финики — Египет и нижний Ирак

оливки, кунжут и фрукты различных сортов — побережье Средиземного моря (оливковое масло используется для освещения и для изготовления мыла)

мак — Афьонкарахисар и Бейшехир

сахарный тростник — Египет, Кипр (только для христиан)

вино —Албания, Венгрия, Кипр (только для христиан)

мастика — Хиос (Сакиз)

лен — Египет

конопля — эгейские провинции Анатолии, Фракия, Кипр, побережье Черного моря

дерево — Измит, Гейнюк и горы Тавра

Всюду, где растениеводство ориентируется на внутреннее потребление, преобладают злаковые культуры, в основном пшеница и ячмень. Рожь, овес и просо выращиваются в небольших количествах в основном в Болгарии и Египте. В деревнях часто выращивают фуражные культуры, фрукты и овощи, а также разводят пчел из-за меда и, особенно, воска, нужного для изготовления свечей. Из сезама, льна, мака и оливок получают растительное масло, необходимое как в кулинарии, так и для производства мыла и смазки оружия.

В некоторых районах сельскохозяйственное производство дает столько продукции, что она поступает на рынок. Так, например, обстоит дело с рисом, многочисленные плантации которого распространены в Египте, Сирии, Анатолии (возле Синопа и Анкары) и в Румелии, в долине реки Марицы; и с хлопком, распространенным на Среднем Востоке, на Кипре и в Малой Азии (район Адана), где он во второй половине XVI в. начинает заменять пшеницу.

Страницы: 1 2

День третий 8 апреля
Третий, и предпоследний, день штурма точнее всего можно оха­рактеризовать одним словом — агония. Еще ночью гитлеровская верхушка предприняла отчаянную по­пытку вырваться из разрушенного, пылающего города и пробиться в Пиллау, откуда уходили отдельные суда в Гамбург. Во внутреннем дворе одного из городских фортов было сосредоточено неск ...

Заключение.
Трудно даже представить себе, как бы дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они могли причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа и других народов нашей страны, измотав и обессилив противника, не остановило нашествия на границах Центральной Европы. Монголо ...

История Халифата
После смерти Мухаммеда собравшаяся толпа верующих избрала «халифом», «заместителем пророка», его старого сподвижника Абу Бекра. Благочестивому Абу Бекру было уже за 60; когда‑то он был богатым купцом и растратил всё своё состояние, помогая верующим, а теперь, став «халифом», по‑прежнему торговал одеждой на базаре и сам пас с ...