Заключение

Статьи, памфлеты, речи, письма, воззвания Жан Поля Марата должны быть без сомнения отнесены к числу наиболее замечательных литературных памятников эпохи первой Французской буржуазной революции.

Воспитанный, как и большинство якобинцев на идеях Руссо, Марат, отнюдь не был слепым последователем знаменитого автора "Общественного договора". Он представлял собой более позднее поколение, выросшее в ту пору, когда революционная буря уже почти вплотную надвинулась на Францию. Обогащенный многосторонним жизненными опытом, наблюдениями над общественной жизнью во всех ее социальных разрезах, впечатлениями промышленной революции в Англии, Марат пошел во многом дальше Руссо.

Оригинальный социальный мыслитель, Марат, при всей противоречивости своих взглядов сумел уже в первых своих политических произведениях ("Цепи рабства", "План уголовного законодательства") прийти к пониманию значения общественных противоречий в историческом процессе и к смелым революционным выводам.

Ученый и теоретик, с первых дней революции он стал народным трибуном, выразителем и защитником интересов народа, непримиримым борцом против сил реакции, он был выдающимся мастером революционной тактики. В острых спорах, разделявших в то время боровшиеся на политической арене силы, линия, отстаиваемая Маратом, обычно наиболее соответствовала интересам революции. Объективно эта линия намечала пути разрешения задач буржуазной революции плебейскими методами. Марат чувствовал и понимал чаяния широких народных масс, понимал их интересы в развертывавшейся великой социальной и политической борьбе; это и придавало силу той политической позиции, которую он защищал.

[1] Молчанов Н.Н. Монтаньяры. – М.: Молодая гвардия, 1989. С. 126.

[2] Фридлянд Ц. Жан Поль Марат и Франция в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 314.

[3] Манфред. А.З. Великая Французская Революция. – М.: Издательство «Наука», 1983. С. 261.

[4] Фридлянд Ц. Жан Поль Марат и Франция в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 429.

[5] Конституция Франции 3 сентября 1791 г. //Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы, М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 250.

[6] Декрет от 21-22 сентября 1792г. «Об упразднении королевской власти во Франции» // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учебное пособие для вузов / под ред. В.Г. Сироткина. – М.: Высш.шк., 1990. С. 215.

[7] Молчанов Н.Н. Монтаньяры. – М.: Молодая гвардия, 1989. С. 322.

[8] Речь М. Робеспьера в национальном конвенте 3 декабря 1792г. «О суде над королкем» // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учебное пособие для вузов / под ред. В.Г. Сироткина. – М.: Высш.шк., 1990. С. 221.

[9] Манфред А.З. Великая Французская Революция. – М.: Издательство «Наука», 1983. С. 274.

[10] Конституция Франции 24 июня 1793 г. //Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы, М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 330.

Польско-литовская и шведская интервенция России.
3 . Осенью 1604 г, самозванец, которого историки называют Лже­дмитрием I, с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков нео­жиданно появился на юго-западной окраине России, в Северской земле. «Украинные люди», среди которых было много беглых крестьян и холопов, толпами присоеди ...

9 августа - День у мыса Гангут (1714 год)
Гангутское морское сражение произошло в ходе Северной войны (1700-1721 гг.) между русским и шведским флотами 26-27 июля 1714 г. севернее полуострова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Северная война велась за возвращение исконно русских земель, расположенных по берегам Невы и Финского залива. Ее планом на кампанию 1714 г. предусматрива ...

Московское государство в XVI веке. Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...