Заключение
Статьи, памфлеты, речи, письма, воззвания Жан Поля Марата должны быть без сомнения отнесены к числу наиболее замечательных литературных памятников эпохи первой Французской буржуазной революции.
Воспитанный, как и большинство якобинцев на идеях Руссо, Марат, отнюдь не был слепым последователем знаменитого автора "Общественного договора". Он представлял собой более позднее поколение, выросшее в ту пору, когда революционная буря уже почти вплотную надвинулась на Францию. Обогащенный многосторонним жизненными опытом, наблюдениями над общественной жизнью во всех ее социальных разрезах, впечатлениями промышленной революции в Англии, Марат пошел во многом дальше Руссо.
Оригинальный социальный мыслитель, Марат, при всей противоречивости своих взглядов сумел уже в первых своих политических произведениях ("Цепи рабства", "План уголовного законодательства") прийти к пониманию значения общественных противоречий в историческом процессе и к смелым революционным выводам.
Ученый и теоретик, с первых дней революции он стал народным трибуном, выразителем и защитником интересов народа, непримиримым борцом против сил реакции, он был выдающимся мастером революционной тактики. В острых спорах, разделявших в то время боровшиеся на политической арене силы, линия, отстаиваемая Маратом, обычно наиболее соответствовала интересам революции. Объективно эта линия намечала пути разрешения задач буржуазной революции плебейскими методами. Марат чувствовал и понимал чаяния широких народных масс, понимал их интересы в развертывавшейся великой социальной и политической борьбе; это и придавало силу той политической позиции, которую он защищал.
[1] Молчанов Н.Н. Монтаньяры. – М.: Молодая гвардия, 1989. С. 126.
[2] Фридлянд Ц. Жан Поль Марат и Франция в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 314.
[3] Манфред. А.З. Великая Французская Революция. – М.: Издательство «Наука», 1983. С. 261.
[4] Фридлянд Ц. Жан Поль Марат и Франция в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 429.
[5] Конституция Франции 3 сентября 1791 г. //Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы, М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 250.
[6] Декрет от 21-22 сентября 1792г. «Об упразднении королевской власти во Франции» // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учебное пособие для вузов / под ред. В.Г. Сироткина. – М.: Высш.шк., 1990. С. 215.
[7] Молчанов Н.Н. Монтаньяры. – М.: Молодая гвардия, 1989. С. 322.
[8] Речь М. Робеспьера в национальном конвенте 3 декабря 1792г. «О суде над королкем» // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учебное пособие для вузов / под ред. В.Г. Сироткина. – М.: Высш.шк., 1990. С. 221.
[9] Манфред А.З. Великая Французская Революция. – М.: Издательство «Наука», 1983. С. 274.
[10] Конституция Франции 24 июня 1793 г. //Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы, М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 330.
Географический очерк истории цивилизаций Евразии
Западноевропейской цивилизации суждено было сыграть выдающуюся роль в истории земных цивилизаций. Она первая связала все континенты Земли воедино, а благодаря мощному индустриальному рывку Запад (как цивилизация) смог навязать своё господство всему остальному миру. Это господство способствовало государственному оформлению огромных терри ...
Завоевание Киева
Уже тогда, этот город стоявший на земле полян, был крупным торговым центром. Жажда победы и слух о независимой державе, где княжили Аскольд и Дир, хороший, благополучный климат и другие естественные выгоды влекли Олега к Киеву. Олег предполагал, что Аскольд и Дир, имеют сильную дружину и добровольно не захотят поддаться, и в то же время ...
Тибет
Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть в котором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма.
Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в р ...