Социально-экономическое развитие Марийского края
Страница 2

История » Развитие марийского края в 19 веке » Социально-экономическое развитие Марийского края

Огородничество у марийцев больше имело внутрисемейное потребительское значение. Основными огородными культурами являлись лук, капуста, редька, брюква, репа, свекла, морковь, хмель. Репа использовалась и как полевая культура, ею засевали новорасчищенные поля. Огородной культурой преимущественно был картофель. Позднее популярными стали огурцы, бобы, тыква, подсолнух.

Садоводство с начала XIX века стало распространяться среди горных марийцев в правобережье Волги. В основном они культивировали яблони и вишни, а также ягодные кустарники /смородина, крыжовник, малина/. В левобережье садоводство появилось сравнительно поздно и широкого распространения не получило.

Животноводство хотя и играло подсобную роль в хозяйстве марийцев, тем не менее, имело важное значение в жизнедеятельности каждой семьи, обеспечивая продуктами питания, сырьем для изготовления одежды и других частей костюма, поставляя удобрение для полей, служа тягловой силой и др. Марийцы издавна содержали лошадей /как рабочий скот/, крупный и мелкий рогатый скот, свиней /как продуктивный скот/, а также кур, гусей и уток. Почти все перечисленные виды домашних животных и птиц (исключая свиней и коз) использовались в качестве жертвы языческим божествам. Свиньи и козы, как неугодные им животные (юмын пурыдымо вольык), содержались марийцами неповсеместно.

Для марийцев, жителей лесной местности, длительное время был характерен вольный выпас скота в специально огороженных поскотинах. В них скот вместе с молодняком находился весь пастбищный сезон. Для защиты полей от потравы огораживались полевые наделы. На дойку коров ходили домохозяйки или кто—либо другой из семьи. В отдельных общинах и деревнях коров приучали приходить домой на доение. Каждая семья обычно метила свой скот. В ближайших водоемах летом содержались утки и гуси.

С ростом народонаселения и сокращением пастбищно-сенокосных угодий во многих общинах, особенно в малолесных районах края, содержать изгороди поскотин и полевые для предохранения от потрав становилось накладно, дорого и невыгодно. Постепенно в конце XIX века марийцы стали переходить на практику пастьбы скота с помощью наемных пастухов.

Зимой скот содержался в хлевах, предпочтительно отдельных для каждого вида скота. Недостаток сенокосных угодий в большинстве районов расселения марийцев не обеспечивал необходимых запасов сена — главного корма скоту, что сказывалось на его продуктивности. Обычно марийцы старались запастись грубыми кормами.

Природно-географические условия мест проживания марийцев благоприятствовали длительному сохранению и развитию таких древних занятий, как охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. В практике этих занятий еще в XIX веке применялись старые традиционные способы, орудия и инвентарь. Так, марийцы — охотники использовали стрелы с тупым наконечником для охоты на белок, длинные сети для загонной охоты на лисиц и зайцев, настороженные ловушки или капканы на зверей, силки, петли и корзины с подвижной крышкой на оси для ловли водоплавающей и боровой дичи. Уток ловили сетями — перевесами, натянутыми поперек просеки близ озер и рек. Рыболовы пользовались острогой и смоляным факелом для ночного лучения крупной рыбы. Многие рыболовные способы и снасти унаследованы от древности. Пчеловоды в лесных районах наряду с колодными ульями держали естественные и искусственные борти.

Для эксплуатации бортей они использовали старинный инвентарь: плетеные кожаные или пеньковые бортные веревки и железные лапы-когти для подъема на дерево, дощечку-сиденье с крюком для подвески и удобства работы пчеловода с бортью, деревянный нож для вырезания сот, долбленую кадушку для их сбора и др.

У марийцев с древности получили развитие различные домашние промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, кожи, шерсти, глины, металлов и др. В эпоху капитализма многие виды промыслов приобрели товарное значение. Особенно массовое распространение получили углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетеных изделий, поступавших на широкий рынок. В марийской среде пользовались большим спросом изделия бытового назначения, нередко с определенной этической спецификой: вышитые вещи, украшения, резная посуда, музыкальные инструменты, плетеная утварь и посуда и др. Изделия марийских кустарей систематически поступали на кустарно — промышленные выставки /губернские и всероссийские/, неоднократно удостаиваясь дипломов и наград. Экспонаты с марийской вышивкой из Царевококшайского уезда имели большой успех на Международной выставке в г. Чикаго /США/ в 1892 году, организованной в связи с 400-летием открытия Америки X. Колумбом. На марийские вышивки, вышитые изделия поступили заказы ценителей искусства.

Страницы: 1 2 3

Договор 907 года.
В 907 году византийские императоры «заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием, и Перуном, богом своим, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». Этот отрывок говорит, что в государстве Олега существов ...

Переселение крестьян
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселе­нии крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения бы­ли заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать реше­ния об открытии свободного льготного переселения из отдельных мес ...

Патриотизм в годы Великой Отечественной войны
Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло м ...