Социально-экономическое развитие Марийского краяСтраница 2
Огородничество у марийцев больше имело внутрисемейное потребительское значение. Основными огородными культурами являлись лук, капуста, редька, брюква, репа, свекла, морковь, хмель. Репа использовалась и как полевая культура, ею засевали новорасчищенные поля. Огородной культурой преимущественно был картофель. Позднее популярными стали огурцы, бобы, тыква, подсолнух.
Садоводство с начала XIX века стало распространяться среди горных марийцев в правобережье Волги. В основном они культивировали яблони и вишни, а также ягодные кустарники /смородина, крыжовник, малина/. В левобережье садоводство появилось сравнительно поздно и широкого распространения не получило.
Животноводство хотя и играло подсобную роль в хозяйстве марийцев, тем не менее, имело важное значение в жизнедеятельности каждой семьи, обеспечивая продуктами питания, сырьем для изготовления одежды и других частей костюма, поставляя удобрение для полей, служа тягловой силой и др. Марийцы издавна содержали лошадей /как рабочий скот/, крупный и мелкий рогатый скот, свиней /как продуктивный скот/, а также кур, гусей и уток. Почти все перечисленные виды домашних животных и птиц (исключая свиней и коз) использовались в качестве жертвы языческим божествам. Свиньи и козы, как неугодные им животные (юмын пурыдымо вольык), содержались марийцами неповсеместно.
Для марийцев, жителей лесной местности, длительное время был характерен вольный выпас скота в специально огороженных поскотинах. В них скот вместе с молодняком находился весь пастбищный сезон. Для защиты полей от потравы огораживались полевые наделы. На дойку коров ходили домохозяйки или кто—либо другой из семьи. В отдельных общинах и деревнях коров приучали приходить домой на доение. Каждая семья обычно метила свой скот. В ближайших водоемах летом содержались утки и гуси.
С ростом народонаселения и сокращением пастбищно-сенокосных угодий во многих общинах, особенно в малолесных районах края, содержать изгороди поскотин и полевые для предохранения от потрав становилось накладно, дорого и невыгодно. Постепенно в конце XIX века марийцы стали переходить на практику пастьбы скота с помощью наемных пастухов.
Зимой скот содержался в хлевах, предпочтительно отдельных для каждого вида скота. Недостаток сенокосных угодий в большинстве районов расселения марийцев не обеспечивал необходимых запасов сена — главного корма скоту, что сказывалось на его продуктивности. Обычно марийцы старались запастись грубыми кормами.
Природно-географические условия мест проживания марийцев благоприятствовали длительному сохранению и развитию таких древних занятий, как охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. В практике этих занятий еще в XIX веке применялись старые традиционные способы, орудия и инвентарь. Так, марийцы — охотники использовали стрелы с тупым наконечником для охоты на белок, длинные сети для загонной охоты на лисиц и зайцев, настороженные ловушки или капканы на зверей, силки, петли и корзины с подвижной крышкой на оси для ловли водоплавающей и боровой дичи. Уток ловили сетями — перевесами, натянутыми поперек просеки близ озер и рек. Рыболовы пользовались острогой и смоляным факелом для ночного лучения крупной рыбы. Многие рыболовные способы и снасти унаследованы от древности. Пчеловоды в лесных районах наряду с колодными ульями держали естественные и искусственные борти.
Для эксплуатации бортей они использовали старинный инвентарь: плетеные кожаные или пеньковые бортные веревки и железные лапы-когти для подъема на дерево, дощечку-сиденье с крюком для подвески и удобства работы пчеловода с бортью, деревянный нож для вырезания сот, долбленую кадушку для их сбора и др.
У марийцев с древности получили развитие различные домашние промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, кожи, шерсти, глины, металлов и др. В эпоху капитализма многие виды промыслов приобрели товарное значение. Особенно массовое распространение получили углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетеных изделий, поступавших на широкий рынок. В марийской среде пользовались большим спросом изделия бытового назначения, нередко с определенной этической спецификой: вышитые вещи, украшения, резная посуда, музыкальные инструменты, плетеная утварь и посуда и др. Изделия марийских кустарей систематически поступали на кустарно — промышленные выставки /губернские и всероссийские/, неоднократно удостаиваясь дипломов и наград. Экспонаты с марийской вышивкой из Царевококшайского уезда имели большой успех на Международной выставке в г. Чикаго /США/ в 1892 году, организованной в связи с 400-летием открытия Америки X. Колумбом. На марийские вышивки, вышитые изделия поступили заказы ценителей искусства.
Определите хронологические рамки и содержание I, II и III периодов «смуты»
Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился пос ...
Причина смутного времени
Причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IV, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Первого сына, Ивана, он убил в припадке гнева, второй, Федор, был слабоумным, третий, Дмитрий, еще младенцем. Умирая, царь создал при Федоре Иоанновиче (1584-1598) регентский совет, куда входили Б. Я. Бельский, И. П. Шуйский, И. ...
Альтернативность в истории как подход к анализу
вариативности развития послевоенной Европы. Понятие и сущность альтернативности в историческом
процессе
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в ...

