События революции 1848—1849 гг. Лукьян КобылицаСтраница 1
Из курса новой истории вам известно, что в 1848— 1849 гг. буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в том числе Австрийскую империю. Там, на западноукраинских землях, главным центром революционных событий стал Львов. В ночь на 2 ноября 1848 г.
львовские рабочие, ремесленники и студенты разных национальностей (украинцы, поляки, евреи) совместными усилиями возвели в центре города несколько баррикад. Над одной из них взметнулся красный флаг.
На следующий день защитники баррикад, вооруженные винтовками, пистолетами, саблями, копьями, топорами, завязали бой с правительственными войсками и вынудили их отступить. Тогда австрийский главнокомандующий приказал обстрелять город из орудий, установленных на близлежащих холмах. Загорелись здания ратуши, театра, университета, политехнической академии. Повстанцы понесли значительные потери и прекратили сопротивление. Сотни их попали на расправу военным судам. В городе, а через несколько дней и во всей Восточной Галиции было введено военное положение. Начались репрессии.
В революционных выступлениях на улицах Львова и ряда других городов в 1848 г. наиболее активно участвовали пролетарские массы. Их героическая борьба служила примером для сельской бедноты. Украинские крестьяне вместе с польскими, словацкими, венгерскими, румынскими решительно потребовали ликвидации феодальных порядков.
Напуганные большим размахом крестьянского движения, австрийские власти были вынуждены весной 1848 г. провозгласить отмену барщины и других феодальных повинностей. Правда, крестьян обязали уплатить помещикам и государству большой выкуп и полностью лишили их давнишнего права на бесплатное пользование пастбищами и лесными угодьями.
Не удивительно, что грабительская реформа вызвала глубокое возмущение крестьян. Один из них Лукьян Кобылица, избранный крестьянскими массами во время революции даже депутатом парламента, вернувшись из Вены осенью 1848 г., немедленно созвал в местечке Выжница многотысячное собрание. В своей речи он призвал бедноту восстанием поддержать революцию в Венгрии. Большинство депутатов парламента проголосовали за исключение Кобылицы из его состава. Но подлинно народный депутат уже убедился, что правительство не желает облегчить тяжкую долю украинского крестьянства Северной Буковины. Кобылица решил действовать самостоятельно.
Из самых храбрых крестьян Лукьян организовал конный отряд и отправился в освободительный поход по всей буковинской земле. Действуя вроде бы с полномочиями австрийского кесаря (монарха), он в каждом селе или местечке, куда прибывал со своим отрядом, проводил выборы органов местного самоуправления, объявлял земли леса и пастбища собственностью народа. Повстанцы отнимали имущество у помещиков и раздавали его крестьянам, а также начали заготовлять продовольствие и фураж для нужд восставших венгерских революционеров.
Решительность восставших буковинцев в борьбе против угнетателей прославлена в народной песне:
Гайда панів бити, Гнів у серці кожнім,
Землю розділяти! М'язи наче криця,
Ой шумить Черомош, Гей веде повстанців
Ой гудуть Карпати. Лук'ян Кобилиця.
Австрийские власти на Буковине обещали высокую награду тем, кто выдаст руководителя украинских повстанцев. Но предателя не нашлось, и антикрепостническое движение продолжалось полтора года. Тогда против повстанцев были брошены регулярные войска. Их численный перевес и гораздо лучшее вооружение решили судьбу восстания. Захваченный в плен Кобылица был замучен карателями. Как и Кармалюк, он стал героем многих народных песен и легенд. Его также воспели в своих произведениях классики украинской литературы И.Я. Франко и Ю.А. Федькович. Освободительное движение буковинских крестьян под руководством Лукьяна Кобылицы освещалось и в «Новой Рейнской газете», которая во время революции печаталась в Германии под редакцией Карла Маркса.
Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы
ВКР
Международное отношение Киевской Руси X-XII вв. как отдельная тема для изучения в школьной программе не представлена.
Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю древнейших времен России изучают более подробно в 10 – ...
Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX-XIII
вв.)
Восточные славяне. Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии. Образование Древнерусского государства – Киевской Руси. Норманнская теория и антинорманнизм. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир Святославович.
Общие тенденции и существенные особенности развития Д ...
Бунты в Армении и на Крите
Тем не менее внутренние условия жизни остались приблизительно те же самые, и это сказывалось в бунтах, которые постоянно возникали то в одном, то в другом месте Османской империи. В 1889 г. началось восстание на Крите. Инсургенты требовали реорганизации полиции так, чтобы она состояла не из одних мусульман и покровительствовала не одним ...