Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Страница 1

История » Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах » Музыкальное, театральное, изобразительное искусство

Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известный певец и композитор. Самый большой вклад его в развитие музыки — первая украинская опера «Запорожец за Дунаем».

Творчески обработав несколько украинских народных мелодий, М. И. Глинка написал романсы «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко» на слова поэта В. Н. Забилы, с которым композитор познакомился на Украине. В 1857 г. в Петербурге вышел в свет составленный Н. А. Маркевичем сборник украинских песен с нотами. На следующий год там же вышел еще один нотный сборник песен, составленной чешским музыкантом Алоизом Едличкой, который многе'лет работал на Полтавщине и в Восточной Галиции. Тут же, в Восточной Галиции, сформировался как композитор-профессионал М. М. Вербицкий — автор восьми симфоний-увертюр и музыкальных произведений на слова Пушкина и Федьковича.

В условиях крепостнической действительности театральное искусство развивали традиционные коллективы из крепостных крестьян. Они ставили балетные и оперные спектакли, выезжали на гастроли в крупные города Украины. Но крепостные актеры, даже овладев высотами театрального искусства, терпели грубые издевательства помещиков, могли быть наказаны плетьми.

Заслуженной славой в начале XIX в. пользовался любительский театр в селе Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец писателя Н.В. Гоголя — В. П. Гоголь-Яновский. Тогда же в Полтаве построили специальное театральное помещение, на сцене которого начала выступать аматорская группа под руководством И.П. Котляревского. И.П. Котляревский был инициатором выкупа из неволи русского актера М.С. Щепкина, который в начале своей театральной деятельности был крепостным. В спектаклях по пьесам этого украинского драматурга Щепкин выступал на сценах Москвы и Петербурга (из курса украинской литературы вспомните названия и содержание этих пьес).

Выдающийся украинский артист К.Т. Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального театра, директором и режиссером которого был Г. Ф. Квитка-Основьяненко.

И полтавский, и харьковский театры ставили спектакли не только по пьесам украинских драматургов, но и по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова.

Демократизмом, гуманизмом, критикой самодержавно-крепостнического строя проникнуты многие произведения изобразительного искусства того времени. Вершин в искусстве гравировки (нанесения рисунка на твердый металл) достиг воспитанник выдающегося русского художника К.П. Брюллова Т.Г. Шевченко. За это Академия художеств в Петербурге присвоила ему звание академика. Кисти и карандашу Шевченко принадлежат более 130 портретов. Социальные мотивы отчетливо выступают в сериях его рисунков «Притча о блудном сыне», «Живописная Украина», а также в разных зарисовках из жизни казахского народа, среди которого жил Шевченко в ссылке.

Выдающийся художник В. А. Тропйнин почти 30 лет был крепостным одного из помещиков на Винничине. Нарисованные им портреты воссоздают реалистические образы современных ему украинских крестьян и крестьянок, героев народных восстаний. В частности, кисти Тропинина принадлежит единственный портрет Кармалюка, написанный с натуры. Перед зрителем — привлекательный образ известного вожака антикрепостнического движения на Подолии и Волыни в первой половине XIX в. Долгое время портрет был известен под замаскированным названием «Украинец». Действительно, ничего героического в образе Кармалюка художник не подчеркнул. Это настоящий выходец из крестьян. Народная одежда: свитка и вышитая сорочка-чумачка. Голова стрижена под скобку, по-подольски. Видны натруженные руки. Словом, это портрет подлинно народного вожака — человека, который и жизнью, и судьбой был неотделим от народных масс.

Страницы: 1 2

Общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв.
Основные тенденции в социально-экономическом развитии России в пореформенный период. Причины и особенности формирования общественно-политических движений в пореформенный период. Буржуазно-либеральное и земское движение. Правительственная идеология. Народничество: идеология и движение. Концепции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачев ...

Международное положение Древнерусского государства накануне удельного периода.  «Крестовые походы» Владимира Мономаха
Несмотря на смуту среди князей, Мономаху удалось добиться главного: Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы окончательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев. К э ...

Социально-экономическое положение царства. Общественные отношения
В эпоху Среднего царства социальные противоречия значительно усложнились и обострились. Развивается рабовладение; не только знать, располагавшая обширными полями, владела рабами, но даже мелкие чиновники и просто рядовые свободные имели небольшое количество рабов. Притоку рабской силы способствовали войны, в результате которых в Египет ...