Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Страница 1

История » Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах » Музыкальное, театральное, изобразительное искусство

Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известный певец и композитор. Самый большой вклад его в развитие музыки — первая украинская опера «Запорожец за Дунаем».

Творчески обработав несколько украинских народных мелодий, М. И. Глинка написал романсы «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко» на слова поэта В. Н. Забилы, с которым композитор познакомился на Украине. В 1857 г. в Петербурге вышел в свет составленный Н. А. Маркевичем сборник украинских песен с нотами. На следующий год там же вышел еще один нотный сборник песен, составленной чешским музыкантом Алоизом Едличкой, который многе'лет работал на Полтавщине и в Восточной Галиции. Тут же, в Восточной Галиции, сформировался как композитор-профессионал М. М. Вербицкий — автор восьми симфоний-увертюр и музыкальных произведений на слова Пушкина и Федьковича.

В условиях крепостнической действительности театральное искусство развивали традиционные коллективы из крепостных крестьян. Они ставили балетные и оперные спектакли, выезжали на гастроли в крупные города Украины. Но крепостные актеры, даже овладев высотами театрального искусства, терпели грубые издевательства помещиков, могли быть наказаны плетьми.

Заслуженной славой в начале XIX в. пользовался любительский театр в селе Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец писателя Н.В. Гоголя — В. П. Гоголь-Яновский. Тогда же в Полтаве построили специальное театральное помещение, на сцене которого начала выступать аматорская группа под руководством И.П. Котляревского. И.П. Котляревский был инициатором выкупа из неволи русского актера М.С. Щепкина, который в начале своей театральной деятельности был крепостным. В спектаклях по пьесам этого украинского драматурга Щепкин выступал на сценах Москвы и Петербурга (из курса украинской литературы вспомните названия и содержание этих пьес).

Выдающийся украинский артист К.Т. Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального театра, директором и режиссером которого был Г. Ф. Квитка-Основьяненко.

И полтавский, и харьковский театры ставили спектакли не только по пьесам украинских драматургов, но и по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова.

Демократизмом, гуманизмом, критикой самодержавно-крепостнического строя проникнуты многие произведения изобразительного искусства того времени. Вершин в искусстве гравировки (нанесения рисунка на твердый металл) достиг воспитанник выдающегося русского художника К.П. Брюллова Т.Г. Шевченко. За это Академия художеств в Петербурге присвоила ему звание академика. Кисти и карандашу Шевченко принадлежат более 130 портретов. Социальные мотивы отчетливо выступают в сериях его рисунков «Притча о блудном сыне», «Живописная Украина», а также в разных зарисовках из жизни казахского народа, среди которого жил Шевченко в ссылке.

Выдающийся художник В. А. Тропйнин почти 30 лет был крепостным одного из помещиков на Винничине. Нарисованные им портреты воссоздают реалистические образы современных ему украинских крестьян и крестьянок, героев народных восстаний. В частности, кисти Тропинина принадлежит единственный портрет Кармалюка, написанный с натуры. Перед зрителем — привлекательный образ известного вожака антикрепостнического движения на Подолии и Волыни в первой половине XIX в. Долгое время портрет был известен под замаскированным названием «Украинец». Действительно, ничего героического в образе Кармалюка художник не подчеркнул. Это настоящий выходец из крестьян. Народная одежда: свитка и вышитая сорочка-чумачка. Голова стрижена под скобку, по-подольски. Видны натруженные руки. Словом, это портрет подлинно народного вожака — человека, который и жизнью, и судьбой был неотделим от народных масс.

Страницы: 1 2

Патриотизм в период социалистического строительства
Период социалистического строительства весьма активно повлиял на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое время формировалось в ущерб традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа. Значительно слабее стала преемственность поколений, на ...

Фаворитизм при Екатерине
Как было сказано выше, Екатерина II обладала редким даром: она умела видеть сильные стороны людей и использовать их в своих интересах и в интересах государства. Ко времени ее воцарения наличие у государыни фаворитов (любовников) давно уже стало нормой и, как справедливо отмечал П.Р. Бартенев, «современники вполне ей прощали ее увлечени ...

Племена, находящиеся на уровне неолита
Племена этой группы находились на более высоком уровне, чем дакота, эскимосы и патагонцы. Они жили как в Северной, так и в Южной Америке. Племена арауканов, обитавшие в южной части современного центрального Чили, помимо охоты и рыбной ловли, занимались земледелием и скотоводством. У них было развито гончарное дело и начала развиваться ...