Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)
Страница 2

История » Украинские земли под властью империй » Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)

Особое место занимает в истории становления национальной идеи Кирилло-Мефодиевское общество. Активными членами, которого были Н.Костомаров, Н. Гулак, В. Билозерский, П.Кулиш и Т.Шевченко. Общество вело философские диспуты, подготовило несколько программных документов. Существовало оно не более 14 месяцев, и было разогнано по доносу 3 марта 1847 г., но значение его необыкновенно велико: эта была первая попытка продвинуть национальное развитие от «культурнического» этапа к политическому. Расправа над ним явилась сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов.

Рост национального сознания западных украинцев связан с Восточной Галицией. Первые признаки интереса к национальной проблеме появляются в г. Перемышле - центре Греко-католической епархии. Самым выдающимся представителем был Иван Могильницкий. Организовал общество, которое популяризовало Священное писание для украинских крестьян на родном языке. В 1830 г. центр перемещается во Львов. В 1832 г. создается «Русская троица» - лидеры Шашкевич, Вагилевич, Головацкий. Цель - поднять местный диалект до уровня литературного языка, издают альманах «Русалка Днестровская». Под влиянием этого альманаха начался медленный процесс переориентации западноукраинской интеллигенции на свой народ.

После смерти Николая 1 возвращаются из ссылки Костомаров, Билозерский Шевченко, Кулиш- эти украинофилы создают кружок «Громада». Цель- просвещение масс. Издают журнал «Основа» с 1861 г. Однако и столь скромная деятельность славянофильства вызвала беспокойство властей. В июле 1863 г. министр Валуев секретным циркуляром запретил публикации на украинском языке. После этого были распущены громады, прекратилась публикация «Основы». На десятилетие украинофилы уходят в подполье. Оживление связано с открытием в Киеве Российского географического общества. Под ее прикрытием украинофилы начинают публиковать архивные материалы, основали украинскую библиотеку и музей. В 1875 г. «Старая громада приобрела право на русскую газету «Киевский телеграф» В мае 1875 г. консервативно настроенный М. Юзефович донес на украинофилов и обвинил их стремлении к независимости.

18 мая 1876 г в немецком курортном городке Эмсе Александр 2 подписал указ о запрещении изданий на украинском языке, использовании его в театральных постановках, запрещении преподавания на украинском языке и изъятии украинских книг из школ. Этот указ поставил под вопрос основы всего украинского движения, среди украинофильства возникли существенные разногласия относительно целей и тактики движения, и даже определения национальной сути.

Представителем новых идей стал Михаил Драгоманов, его взгляды не получили всеобщего признания среди украинской интеллигенции, но помогли многим выйти за рамки культурничества. Он стремился к тому, чтобы Украина достигла политического, социально-экономического и культурного уровня развития европейских стран, считал, что российская империя должна быть реорганизована в свободную конфедерацию автономных регионов. В своих взглядах он приходит к социализму. От идей не отрекся и предпочел изгнание на чужбину.

Страницы: 1 2 

Фаворитизм при Екатерине
Как было сказано выше, Екатерина II обладала редким даром: она умела видеть сильные стороны людей и использовать их в своих интересах и в интересах государства. Ко времени ее воцарения наличие у государыни фаворитов (любовников) давно уже стало нормой и, как справедливо отмечал П.Р. Бартенев, «современники вполне ей прощали ее увлечени ...

Правление Баязета II
Ни один из предшествовавших султанов не сделал столько для расширения пределов Османской империи, как Мехмед II, оставшийся в истории с прозвищем "Завоеватель". Ему наследовал сын его Баязет II (1481-1512) посреди смут. Младший брат Джем, опираясь на великого визиря Могамета-Карамание и пользуясь отсутствием Баязета из Констан ...

Среднее царство
С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н.э. продолжается эпоха Среднего царства. Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипет ...