Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)
Страница 2

История » Украинские земли под властью империй » Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)

Особое место занимает в истории становления национальной идеи Кирилло-Мефодиевское общество. Активными членами, которого были Н.Костомаров, Н. Гулак, В. Билозерский, П.Кулиш и Т.Шевченко. Общество вело философские диспуты, подготовило несколько программных документов. Существовало оно не более 14 месяцев, и было разогнано по доносу 3 марта 1847 г., но значение его необыкновенно велико: эта была первая попытка продвинуть национальное развитие от «культурнического» этапа к политическому. Расправа над ним явилась сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов.

Рост национального сознания западных украинцев связан с Восточной Галицией. Первые признаки интереса к национальной проблеме появляются в г. Перемышле - центре Греко-католической епархии. Самым выдающимся представителем был Иван Могильницкий. Организовал общество, которое популяризовало Священное писание для украинских крестьян на родном языке. В 1830 г. центр перемещается во Львов. В 1832 г. создается «Русская троица» - лидеры Шашкевич, Вагилевич, Головацкий. Цель - поднять местный диалект до уровня литературного языка, издают альманах «Русалка Днестровская». Под влиянием этого альманаха начался медленный процесс переориентации западноукраинской интеллигенции на свой народ.

После смерти Николая 1 возвращаются из ссылки Костомаров, Билозерский Шевченко, Кулиш- эти украинофилы создают кружок «Громада». Цель- просвещение масс. Издают журнал «Основа» с 1861 г. Однако и столь скромная деятельность славянофильства вызвала беспокойство властей. В июле 1863 г. министр Валуев секретным циркуляром запретил публикации на украинском языке. После этого были распущены громады, прекратилась публикация «Основы». На десятилетие украинофилы уходят в подполье. Оживление связано с открытием в Киеве Российского географического общества. Под ее прикрытием украинофилы начинают публиковать архивные материалы, основали украинскую библиотеку и музей. В 1875 г. «Старая громада приобрела право на русскую газету «Киевский телеграф» В мае 1875 г. консервативно настроенный М. Юзефович донес на украинофилов и обвинил их стремлении к независимости.

18 мая 1876 г в немецком курортном городке Эмсе Александр 2 подписал указ о запрещении изданий на украинском языке, использовании его в театральных постановках, запрещении преподавания на украинском языке и изъятии украинских книг из школ. Этот указ поставил под вопрос основы всего украинского движения, среди украинофильства возникли существенные разногласия относительно целей и тактики движения, и даже определения национальной сути.

Представителем новых идей стал Михаил Драгоманов, его взгляды не получили всеобщего признания среди украинской интеллигенции, но помогли многим выйти за рамки культурничества. Он стремился к тому, чтобы Украина достигла политического, социально-экономического и культурного уровня развития европейских стран, считал, что российская империя должна быть реорганизована в свободную конфедерацию автономных регионов. В своих взглядах он приходит к социализму. От идей не отрекся и предпочел изгнание на чужбину.

Страницы: 1 2 

Третий этап войны
Решительный перелом в ходе военных действий связан с появлением во главе Польско-Литовского государства опытного военачальника Стефана Батория, чья кандидатура на польский трон была выдвинута и поддержана Турцией и Крымом. Он сознательно не мешал наступлению русских войск, затягивая мирные переговоры с Москвой. Его первой заботой стало ...

Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известн ...

Расказачивание как социально-историческая проблема
В ряду трагических страниц истории России XX века судьбе казачества принадлежит далеко не последнее место. Этот драматизм историки и публицисты обозначили терминами "расказачивание", "крестная ноша", "геноцид" и др. Трагедия целого социального слоя (численностью до 4,5 млн. человек) - носителя реальных куль ...